Иванова Татьяна Римовна
Духовно-патриотическое воспитание дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Духовно-патриотическое воспитание дошкольников.
Тема патриотического и духовно нравственного воспитания – ныне актуальная тема для нашей страны, для русских людей и особенно нас –педагогов. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине, воспитать нравственные качества. Кто из нас, педагогов, не задавался этими вопросами?
Всем известный факт – формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. И для нас, педагогов детского сада, формирование у детей нравственности и патриотических чувств, любви к своей Малой и Большой Родине является первоочередной задачей.
Достижение поставленной цели можно посмотреть на слайде, мы осуществляем через решение таких задач как: на слайде.
В нашем детском саду всегда царит теплая и уютная атмосфера, педагоги стараются наполнить каждый день ребенка радостью, улыбками, добрыми друзьями и веселыми играми. Именно с этого и начинается работа по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию детей в нашем учреждении.
В группах оформлены нравственно - патриотические уголки для детей.
Россия, Родина, родной край… до боли знакомые, необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.
В своей работе педагоги используют различные формы работы:
- дидактические и познавательные игры,
- беседы;
- совместные семейные праздники;
-экскурсии, походы, преемственность сада с образовательными и другими организациями;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества.
Особое место в работе отводится произведениям детской художественной литературы, русским народным играм, фольклору, народно- прикладному искусству.
Работа по патриотическому и духовно нравственному воспитанию в нашем саду ведется непрерывно и последовательно по таким направлениям – Семья, Моя Родина, Вижу чудное раздолье, Этих Дней не смолкает Слава, «Маленькие патриоты большой страны!» Не случайно, первым из направлений работы стоит СЕМЬЯ, ведь одним из важных условий патриотического и духовно-нравственного воспитания является тесная взаимосвязь с родительским сообществом. Единение педагогов, родителей и детей формирует положительное отношение друг к другу. Педагогами совместно с родителями и детьми разработаны проекты «Изготовление книжек-малышек», «Моя родословная». Хочется отметить, что проектная деятельность в работе педагогов занимает особое место во всех направлениях.
В нашем саду систематически проводятся различные праздники и развлечения - Проводятся Рождественские колядки. Дети участвуют в традиционных рождественских играх, водят хороводы, поют песни и колядки. В эти праздничные дни наши ребята получают не только незабываемые эмоции, но и могут прикоснуться к истокам культуры русского народа, его традициям.
А также проходит развлечение «Гуляй масленица!» Это развлечение ежегодно проводится, и стало уже традиционным и любимым для детей. Всю неделю дети готовятся к этому событию и ждут его с нетерпением. На занятиях они узнают, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай, разучивают русские народные игры, песни, заклички.
Веселую атмосферу празднику придаёт музыка. Веселые скоморохи праздника шутками да прибаутками призывают детей, веселятся от души и пляшут, не жалея ног. В заключение дети с удовольствием угощаются вкусными, золотистыми блинами, которые стали символом весны и солнца. Все с радостью провожают Масленицу и прощаются с ней до следующего года.
«Чайные посиделки»
Цель: приобщение детей к культурному наследию русского народа, хранящему дух времени и богатство традиций.
- пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.
- познакомить с историей появления чая- способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.
«Светлая Пасха»
Праздник Пасхи издавна считался одним из самых главных христианских праздников на Руси. Не остался незамеченным этот праздник и в нашем детском саду, потому что дети должны знать культуру своей страны. Это необходимо для того, чтобы наше подрастающее поколение по больше знало о русских народных традициях, умело отмечать их так, как того требуют обычаи. В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. Ребята окрашивают пасхальные яички. В результате проведения этого мероприятия дети узнают много нового и интересного о традициях празднования Пасхи.
«День. семьи, любви и верности»— совсем еще молодой праздник в нашей стране, но такой нужный!
На кануне этого праздника с детьми проводятся беседы: «Я люблю маму и папу», «Ромашка - символ семьи, любви верности», «Семья в жизни человека». Дети с большим удовольствием играют в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры. Рассказывают о своей семье, о том, как они проводят время с мамой и папой. Дети с любовью отзываются о своих братьях и сестричках. Также мы воспитываем у них уважение к старшим членам семьи – бабушкам и дедушкам!
С детьми поводятся экскурсии….
В работе по направлению «Вижу чудное раздолье» педагоги стараются расширить представления детей о природных богатствах родного края, воспитывают чувство ответственности, бережного отношения к природе. Проводятся разнообразные акции: «Птичья столовая», «Делаем добрые дела», «Русская Береза».
В направлении ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА, работа ведется в разнообразных формах – наши дети принимают участие в подготовке и проведении праздничного детского парада ко Дню Победы, участвуют в конкурсах «Смотр песни и строя».
Мероприятия, посвящённое «Блокадному Ленинграду».
Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за подвиг своего народа в В. О. В.
Проведена беседа;
Сюжетно-ролевая игра: Блокадный хлеб.
Акция «Блокадная ласточка».
В направлении «Маленькие патриоты большой страны!» так же ведётся работа в разнообразных формах.
Одной из главных целей в воспитательной-образовательной деятельности нашего детского сада является воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников.
Уже традиционно, в нашем детском саду проходит акция, «Письмо солдату», «Посылка солдату». В данной акции принимают активное участие дети, родители, сотрудники. Основная цель Акции - поднятие духа и эмоциональная поддержка солдат, которые несут свою службу на территории проведения специальной военной операции, а также подготовка и отправка посылок с подарками, рисунками и письмами со словами поддержки. Так же ребята подготовительной группы участвовали в проводах солдат на СВО.
Проводы солдат на СВО
Была проведена Благотворительная Ярмарка.
Участие детей в патриотической спартакиаде
Можно еще много рассказать о работе наших педагогов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей, но подвести итог нашей работы хочется народной мудростью «Что посеешь, то и пожнешь», поэтому мы педагоги обязаны сеять вечное, доброе, мудрое в наших детях, ведь они – наше будущее, и каким оно будет, зависит от нас, воспитателей – ведь у нас великая и почетная миссия – вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать - Я постиг цель воспитателя - как сказал Василий Александрович Сухомлинский.