Марина Болотова
Развитие творческого потенциала личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ВЫПОЛНИЛА БОЛОТОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
Музыкальный руководитель МБДОУ 134
ДЗЕРЖИНСК - 2014 -
2 СЛАЙД.
Высказывание академика М. А. Лаврентьева : «Развитие творческого потенциала личности ребёнка – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надёжную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного маленького человека,»- ключевая идея моей работы.
3 СЛАЙД.
Публикация «Развитие творческого потенциала личности ребёнка» размещена в разделах
Для успешной реализации развития творческого потенциала личности ребёнка мне помогает главный принцип моей работы:
- бережное отношение к личности ребёнка, индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- накопление дошкольниками положительных впечатлений от восприятия музыки.
Ориентируясь в современном музыкально- педагогическом инструментарии и целенаправленно изучая удивительный потенциал маленького ребёнка, стараюсь успешно развивать его музыкальные и творческие способности, формирую основы музыкальной грамотности.
4 слайд.
В своей работе с дошкольниками я использую следующие методические особенности и приё мы :
ВОСПРИЯТИЕ + ВООБРАЖЕНИЕ + ДВИЖЕНИЯ =
(слышу, вижу, (что придумал) (что делаю)
переживаю)
РЕЗУЛЬТАТ
(конечный продукт)
Как ребёнок слышит звуки, музыку? Что именно дошкольник предпочитает слушать, а что ему, может быть, не по силам или просто неинтересно? Как помочь маленькому человеку состояться в мире музыкальных звуков? Что поможет нашему воспитаннику впоследствии превратиться в «умного» слушателя? Именно эти приёмы, как мне кажется, помогут разобраться в этом.
5 слайд.
Этапы развития музыкальности ребёнка и выявления его творческого потенциала происходят через :
- накопление опыта (ребёнок старается видеть весь образ того или иного произведения, будь это пьеса, танец, песня и т. д.);
- процесс развития детского творчества, где возникает идея, замысел исполнения. Возникновение замысла у ребёнка будет успешно, когда создаётся установка на новую деятельность (подбери название к услышанному произведению, сочини песенку, придумай движение под музыку). На этом этапе большую роль играют именно творческие задания.
Результат (конечный продукт).
Ребёнок интересуется качеством его исполнения, пытается как можно лучше исполнить, завершить его, испытывая удовольствие от этого. На этом этапе необходим анализ результатов творчества ребёнка взрослыми (праздники, развлечения)
6 СЛАЙД.
В решении задачи развития эмоционально- образного восприятия и художественного вкуса детей мне помогает программа Радыновой Ольги Петровны «Музыкальные шедевры». Эта программа даёт возможность раскрыть творческий потенциал личности ребёнка, а именно- побудить к творчеству.
В ходе муз. занятия по слушанию музыки происходит естественное развитие речи, умение выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения, а сам анализ и размышления способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. Так, слушая произведения Вивальди «Зима» Катенька Андреева услышала, как падают снежинки, сначала медленно, а затем быстрее и быстрее…Никита Клоков услышал «Вьюгу в лесу и танец снежинок»…Слушая «Три чуда» Римского- Корсакова, ребята сначала высказывают свои чувства, а затем отгадывают пьесы, которые звучат (провожу музыкальные викторины- ребятам нравится работать с карточками).
После проведения тематического слушания какого-то блока я приглашаю ребят в музыкальную гостиную, где в движениях они передают образы, услышанные в пьесах, будь то «Карнавал животных» Сен - Санса или «Детский альбом» Чайковского.
7 слайд.
Для проявления детского творчества в восприятии музыки я использую следующие приё мы:
- какой цвет определяет настроение пьесы;
- расскажи о характере мелодии;
- придумай свой танец или движения к пьесе;
- изобрази характер мелодии движением рук;
- выбери иллюстрацию к пьесе;
-выбери название пьесы;
- выбери мини- карточки к пьесам.
Именно после того, как ребята запомнят произведения, провожу музыкальные викторины с мини- карточками.
8 слайд.
Одно из направлений в моей работе- развитие песенного творчества.
В этом мне помогают дидактические игры:
«Птица и птенчики», «Мама и детки», «Большой и маленький паровоз»,
«давай познакомимся с игрушкой», «Три медведя», «Три поросёнка», «Что делают дети»… Максимальное внимание уделяю этому виду деятельности уже с младшей группы. В работе по данной теме мне помогают муз. дидактические игры Э. П. Костиной, РООТ, журнал «Книжки- нотки» и, конечно, «Музыкальный букварь» Ветлугиной.
Для развития творческого музыкального развития ребёнка на занятиях провожу циклы тем:
«Почему Хрюша обиделся», «Я хочу увидеть музыку», «Где живут звуки»,
«Звуки природы», «Кукла Катя к нам пришла», «Весёлый и грустный утёнок Тим»…
9 слайд.
В старшем возрасте больше уделяю песенной импровизации:
- закончи заданную мелодию;
- импровизация имён с мелодией;
- импровизация «Поздоровайся с друзьями»,
А также музыкальные приветствия в начале и конце музыкального занятия, импровизация вопросов и ответов…
Ребята очень любят песенку- приветствие «Доброе утро…», в которой можно изменить концовку приветствия, или «Повтори приветствие», где нужно не только спеть песенку, но и повторить движения, которые были показаны при исполнении.
10 слайд.
Одной из главных задач в развитии творческих проявлений детей в музыкальном творчестве является активизация ребят посредством мимики, движения, жеста для выразительного исполнения произведения. Особенно дети любят музыкальные игры, такие как «Дразнилка»(подготовительная группа) Насауленко, «Снежная баба» Картушиной для младших дошкольников, русские народные игры., пальчиковая гимнастика, где дети выразительно исполняются небольшие стихи, работают над мимикой, ну и, конечно, развивается мелкая моторика рук.
11 слайд.
Каждый ребёнок уникален, у каждого есть своя «изюминка», свой «божий дар», но так тяжело этот дар найти, но уж если найдёшь… :
- появляется чувство уверенности в своих силах;
- появляется ответственность за правильное исполнительство;
-устраняется нерешительность;
-развивается фантазия, креативность,
А главное- появляется желание исполнительства, а значит- развиваются творческие способности детей!
12 слайд.
Музыкальный руководитель- главный вдохновитель по раскрытию музыкального потенциала ребёнка, который даёт почувствовать маленькому Человеку свой природный дар творца- музыканта- и это так ЗДОРОВО!
13 слайд.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
КОНЕЦ!