Надежда Крылова
Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда. Часть I
▼ Скачать
Семинар для старших воспитателей на тему: «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда и конструирования».
Проводит: Крылова Н. В., заведующий МБДОУ д/с № 24.
Цель семинара: расширение представлений об инновационных техниках художественного конструирования; обучение старших воспитателей новой технике художественного конструирования (витражной, ознакомление с эффективными методами и приемами сочетания ее с бумагопластикой и использование в работе с детьми дошкольного возраста, направленной на развитие их креативности и художественно- творческих способностей.
Публикация «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда, Часть I» размещена в разделах
План:
1. Особенности детского конструирования. (Крылова Н. В., заведующий).
2. Детское конструирование - отдельный вид деятельности. Связь игровой и конструктивной деятельности.
3. Этапы конструирования. (Крылова Н. В., заведующий).
4. Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования. (Крылова Н. В., заведующий).
5. Система формирования творческого конструирования у дошкольников. (Крылова Н. В., заведующий).
6. Формы организации обучения дошкольников конструированию. (Крылова Н. В., заведующий).
7. Обучение витражной технике в работе с детьми дошкольного возраста. (Краснова И. В., старший воспитатель).
8. Практическое задание воспитателям «Создать витраж» используя приемы аппликации, коллажа, бумажной пластики (Краснова И. В., старший воспитатель).
Ход семинара:
1. Особенности детского конструирования.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construire», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием принято понимать создание различных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) природного и бросового (картонные коробки, деревянные катушки и т. д.) материала.
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок и фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы) из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отражают их структуру, сколько отражают свое отношение к ним, передают характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля- волк, прекрасный принц и т. п., что приводит по выражению А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и из природного материала.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу).
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещения, участка и т. п., что приносит им большое удовлетворение.
В основой общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2011г. конструирование относится к «Познавательно-речевому направлению» к образовательной области «познание» и реализуется через решение следующей задачи- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира.
В процессе творческой деятельности, что особенно важно изменяется сам человек, формы и способы его мышления, личностные качества; он становится творческой личностью.
Если обратиться к психологии
Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами (наглядно- образное, наглядно-действенное, словесно-логическое; по Торрансу словесное творческое мышление; изобразительное творческое мышление; словесно-звуковое творческое мышление и др.)
Личностные качества (х-ка)
Креативность- творческая одаренность.
Признаки креативности по Гилфорду (дивергентное мышление - «Тип мышления, идущего в различных направлениях»):
1. способность к обнаружению и постановке проблем;
2. способность к генерированию большого количества идей;
3. семантическая спонтанная гибкость- способность к продуцированию разнообразных
идей;
4. оригинальность-способность продуцировать отдаленные ассоциации;
5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6. способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте -увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование. Личность (х-ка).
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое по мнению ученых А. Бакушинского,Е. Флёриной, Б. Джефферсона, нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этом таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Б. Богоявленский.
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего- нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.)
Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс носит субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном детстве и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.
Удивительно созвучны этому идеи основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия, который, говоря о детской креативности, не считал ее чем-то особенным: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (Н. А. Ветлугина, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Т. В. Кудрявцева). Отсюда вытекают специфические показатели развития детского творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т. п., связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.
Так. Н. А. Ветлугиной и ее сотрудникам удалось сформировать у старших дошкольников достаточно высокий уровень музыкального творчества. Дети могли создавать новые несложные мелодии в результате обучения в начале их воспроизведению. А затем уже решению творческих заданий. В работе К. В. Тарасовой показано, что в основе музыкального творчества лежит продуктивное музыкальное мышление и воображение. Импровизация (одновременное сочинение и исполнение музыки) - наиболее доступный вид музыкального творчества. В отличие от композитора творческий замысел реализуется экспромтом и сразу в законченном виде.
О. С. Ушакова, изучая художественное литературное творчество дошкольников, определила, что основной путь формирования способностей к сочинению сказок, рассказов, стихов - это организация специальной работы с детьми, направленной на развитие поэтического слуха, на придумывание эпитетов, сравнений, подбор синонимов и антонимов.
А. Г. Арушанова исследовала проблему словотворчества детей как фактор, обеспечивающий овладение необходимым словарем. Пи этом словотворчество выражалось в способности детей легко ориентироваться в новых словах и в случае необходимости - создавать их.
Основными условиями формирования такой способности являлась: организация ориентировки ребенка в языковых отношениях, включение словотворческих заданий, обеспечение переноса языковых обобщений (например, салатница, сахарница и «селёдница» (селедочница).
Замечу, что уже в этих работах в качестве результата обучения выступали не только продукты той или иной деятельности (музыкальные произведения, сказки и т. п., но и качественные изменения в развитии самих детей: появление способности к импровизации, к самостоятельной ориентации в языковых отношениях.
В формировании творчества особая роль отводится воображению (JI.С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов).Именно развитое детское воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
В качестве особого механизма воображения Э. В. Ильенков перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.
Чем выше уровень воображения - тем выше уровень творчества.
Л. С. Выготский указывал, для создания новых образов необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой деятельности. Иначе говоря, даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Отсюда можно сделать вывод, который в обобщенном виде сводится к следующему. Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитее у них мышления (особенно образного) и воображения, а также овладения произвольностью (умение ставить цель и добиваться ее, самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения).