МААМ-картинки

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда. Часть I

Надежда Крылова
Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда. Часть I
▼ Скачать

Семинар для старших воспитателей на тему: «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда и конструирования».

Проводит: Крылова Н. В., заведующий МБДОУ д/с № 24.

Цель семинара: расширение представлений об инновационных техниках художественного конструирования; обучение старших воспитателей новой технике художественного конструирования (витражной, ознакомление с эффективными методами и приемами сочетания ее с бумагопластикой и использование в работе с детьми дошкольного возраста, направленной на развитие их креативности и художественно- творческих способностей.

Публикация «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда, Часть I» размещена в разделах

План:

1. Особенности детского конструирования. (Крылова Н. В., заведующий).

2. Детское конструирование - отдельный вид деятельности. Связь игровой и конструктивной деятельности.

3. Этапы конструирования. (Крылова Н. В., заведующий).

4. Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования. (Крылова Н. В., заведующий).

5. Система формирования творческого конструирования у дошкольников. (Крылова Н. В., заведующий).

6. Формы организации обучения дошкольников конструированию. (Крылова Н. В., заведующий).

7. Обучение витражной технике в работе с детьми дошкольного возраста. (Краснова И. В., старший воспитатель).

8. Практическое задание воспитателям «Создать витраж» используя приемы аппликации, коллажа, бумажной пластики (Краснова И. В., старший воспитатель).

Ход семинара:

1. Особенности детского конструирования.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construire», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято понимать создание различных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) природного и бросового (картонные коробки, деревянные катушки и т. д.) материала.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок и фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы) из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отражают их структуру, сколько отражают свое отношение к ним, передают характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля- волк, прекрасный принц и т. п., что приводит по выражению А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу).

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещения, участка и т. п., что приносит им большое удовлетворение.

В основой общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2011г. конструирование относится к «Познавательно-речевому направлению» к образовательной области «познание» и реализуется через решение следующей задачи- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира.

В процессе творческой деятельности, что особенно важно изменяется сам человек, формы и способы его мышления, личностные качества; он становится творческой личностью.

Если обратиться к психологии

Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами (наглядно- образное, наглядно-действенное, словесно-логическое; по Торрансу словесное творческое мышление; изобразительное творческое мышление; словесно-звуковое творческое мышление и др.)

Личностные качества (х-ка)

Креативность- творческая одаренность.

Признаки креативности по Гилфорду (дивергентное мышление - «Тип мышления, идущего в различных направлениях»):

1. способность к обнаружению и постановке проблем;

2. способность к генерированию большого количества идей;

3. семантическая спонтанная гибкость- способность к продуцированию разнообразных

идей;

4. оригинальность-способность продуцировать отдаленные ассоциации;

5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6. способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте -увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование. Личность (х-ка).

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое по мнению ученых А. Бакушинского,Е. Флёриной, Б. Джефферсона, нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этом таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Б. Богоявленский.

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего- нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.)

Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс носит субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном детстве и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Удивительно созвучны этому идеи основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия, который, говоря о детской креативности, не считал ее чем-то особенным: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (Н. А. Ветлугина, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Т. В. Кудрявцева). Отсюда вытекают специфические показатели развития детского творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т. п., связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.

Так. Н. А. Ветлугиной и ее сотрудникам удалось сформировать у старших дошкольников достаточно высокий уровень музыкального творчества. Дети могли создавать новые несложные мелодии в результате обучения в начале их воспроизведению. А затем уже решению творческих заданий. В работе К. В. Тарасовой показано, что в основе музыкального творчества лежит продуктивное музыкальное мышление и воображение. Импровизация (одновременное сочинение и исполнение музыки) - наиболее доступный вид музыкального творчества. В отличие от композитора творческий замысел реализуется экспромтом и сразу в законченном виде.

О. С. Ушакова, изучая художественное литературное творчество дошкольников, определила, что основной путь формирования способностей к сочинению сказок, рассказов, стихов - это организация специальной работы с детьми, направленной на развитие поэтического слуха, на придумывание эпитетов, сравнений, подбор синонимов и антонимов.

А. Г. Арушанова исследовала проблему словотворчества детей как фактор, обеспечивающий овладение необходимым словарем. Пи этом словотворчество выражалось в способности детей легко ориентироваться в новых словах и в случае необходимости - создавать их.

Основными условиями формирования такой способности являлась: организация ориентировки ребенка в языковых отношениях, включение словотворческих заданий, обеспечение переноса языковых обобщений (например, салатница, сахарница и «селёдница» (селедочница).

Замечу, что уже в этих работах в качестве результата обучения выступали не только продукты той или иной деятельности (музыкальные произведения, сказки и т. п., но и качественные изменения в развитии самих детей: появление способности к импровизации, к самостоятельной ориентации в языковых отношениях.

В формировании творчества особая роль отводится воображению (JI.С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов).Именно развитое детское воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

В качестве особого механизма воображения Э. В. Ильенков перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

Чем выше уровень воображения - тем выше уровень творчества.

Л. С. Выготский указывал, для создания новых образов необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой деятельности. Иначе говоря, даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Отсюда можно сделать вывод, который в обобщенном виде сводится к следующему. Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитее у них мышления (особенно образного) и воображения, а также овладения произвольностью (умение ставить цель и добиваться ее, самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения).

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала ребенка в процессе освоения им региональной культуры “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К. Паустовский Актуальность темы обусловлена гуманистическими тенденциями,.

Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников Цель: «Формирование интереса через комплексный подход и взаимодополнения образовательных областей к эстетической стороне окружающей действительности,.

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей с ОНР с помощью нетрадиционных техник рисования». Мастер – класс «Развитие творческого потенциала детей с ОНР с помощью нетрадиционных техник рисования». Цель: познакомить участников мастер-класса.

Педагогический проект «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Педагогический проект на тему: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в.

Педсовет «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования» Педсовет на тему «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования» Цель:систематизировать знания педагогов.

Педсовет «Развитие творческого мышления дошкольников в организованной форме обучения» Повестка дня: 1. Информация о выполненных решениях. 2. Результат тематической проверки по математике. 3. «Мышление. О развитии мышления.

Развитие дошкольника в процессе обучения грамоте. Реализация программы «Развитие»Развитие дошкольника в процессе обучения грамоте. Реализация программы «Развитие» Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Развитие творческого потенциала детей посредством ИКТ Слайд 1 Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это.

Развитие творческого потенциала детей в семье 1. Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне его: приобретение книг, игрушек, игр, которые полезны для.

Анализ работы по развитию творческой активности дошкольников в процессе ручного труда Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда. Часть I
Опубликовано: 11 октября 2015 в 19:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда. Часть I» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Крылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД