Богословская Наталья
Сценарий занятия-ситуации по развитию познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников «Поможем лошадке»
▼ Скачать
Тема: «Поможем лошадке»
Возрастная группа: младший дошкольный возраст (3-4 года)
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с водой и различными материалами.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать самостоятельному «открытию» детьми свойств природных и рукотворных объектов, используя простейшие способы экспериментирования с ними; учить устанавливать взаимосвязи между этими объектами (вода, сахар, бумага).
Публикация «Сценарий занятия-ситуации по развитию познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников „Поможем лошадке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Способствовать освоению детьми умения делать самостоятельные выводы и умозаключения.
3. Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, выполнять действия в определенной последовательности, понимать несложные схемы.
Развивающие:
1. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия)
2. Развивать умения выделять различные сенсорные признаки в предметах (цвет, влажность, рельеф); выделять в предмете несколько признаков.
3. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств объектов окружающего мира (предметного, природного); способы обследования предметов (погладить, понюхать, послушать звучание, посмотреть) с помощью разных анализаторов (руки, нос, ухо, глаза).
Воспитательные:
1. Поощрять доброжелательные отношения между детьми в общении и совместной деятельности.
2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать окружающим.
Материалы и оборудование: игрушка «лошадка», имитация речки на полу, мешочки с грузом (бумага, сахар, карточки: нос, ухо, рука, глаза; карточки-схемы объектов (стакан с водой, бумага сухая, бумага мокрая, сахар,
Раздаточный материал на каждого ребенка: стаканчики с водой, кусочки сахара, бумага.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы с родителями ходите в магазин за покупками. Что вы покупаете в магазине? Куда складываете покупки (Мешок, корзина, тележка). А зачем вы берёте корзину и тележку? (потому что тяжело, удобнее переносить). Из магазина до дома, продукты вы везёте на машине. Раньше машин не было и людям помогали лошади перевозить тяжёлые большие грузы.
- Ребята, посмотрите, наша лошадка тоже везёт груз, но на её пути встретилась река. Лошадке нужно перебраться на другой берег. Как ей перебраться? (перейти через мост, пойти по воде).
- Мостика нет, а если она пойдёт по воде, она переживает, что с грузом может что-то случиться. Лошадка просит нас помочь ей рассказать, что произойдет с грузом, если в мешочки попадет вода. Вы хотите ей помочь? Сможете?
2. Актуализация знаний.
- Что же нам нужно сначала сделать? Ведь мы не знаем, что же в мешочках? (Узнать что в мешочках). Конечно, нам нужно узнать, что лошадка везёт в мешочках. Давайте, обследуем мешочки. А в этом нам помогут помощники умной головы (на магнитной доске – карточки: нос, ухо, рука, глаза). Носом мы дышим, а как нам нос помогает ещё? (чувствует запахи) Хорошо, а ухо? (рука, глаза)
Давайте подойдём к столу и обследуем мешочки.
(После каждого обследования органом чувств воспитатель спрашивает «Смогли точно определить, что находиться в мешочках? (нет) Давайте дальше проверять»)
Так последовательно открываем мешочки и рассматриваем содержимое: бумага, сахар (называем признаки предметов)
Открываем 1 мешочек: Что это? (сахар). Какой он? (высыпать часть на поднос): белый, твердый, шершавый, сухой.
Открываем 2 мешочек с бумагой: Что это? (бумага). Какая она? (гладкая, белая, сухая).
3. Затруднение в ситуации
Теперь мы знаем, какой груз везёт лошадка. Какой? (сахар, бумагу).
Можем теперь сказать, что произойдет с сахаром, бумагой, если на них попадет вода? (Предположили).
Смогли мы точно сказать, что произойдёт с грузом, если в них попадёт вода. А если мы чего–то не знаем, но очень хотим узнать. Что нам делать?
(Предположения детей).
4.«Открытие» нового знания
- Ребята, а еще можно попробовать догадаться самим и провести опыты.
- Подойдите к первому столу, на нем лежит содержимое одного из мешочков, какой это груз у нас? (сахар).
- Опустите кусочек сахара в стакан с водой и перемешайте ложечкой, что случилось с кусочком сахара? (он растворился, растаял).
- А куда же ушёл сахар? (в воду).
- Давайте, расскажем лошадке, что произойдёт с сахаром, если он попадёт в воду и как мы это узнали. В этом нам помогут карточки. Подходите к столу. (На столе карточки, выбираем нужные, выставляем на доску. Ещё раз проговариваем, что произойдёт с сахаром, если он попадёт в воду)
- Мы с вами выяснили, что лошадка кроме сахара, ещё везла, что? (бумагу).
- Давайте теперь узнаем, что произойдёт с бумагой, если она попадёт в воду.
- Опустим кусочек бумаги в воду и подождем.
- Ребята, а что-то наша лошадка загрустила. Давайте, чтобы у неё поднялось настроение, расскажем ей стихотворение и немного поиграем с ней.
Физминутка «Лошадка"
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!
- Лошадка больше не грустит, и теперь, давайте посмотрим, что же произошло с бумагой, какой она стала? Потрогайте бумагу (стала мокрой, сырой, расползается).
- Сможем ли мы что-нибудь сделать из неё? А нарисовать на ней? (Нет).
- Что же произойдёт с бумагой, если она попадёт в воду? Какой она станет?
- Мы с вами узнали, лошадка не знает. Давайте с помощью карточек – помощников расскажем ей. Подходите к столу с карточками (Выкладываем на доске. Ещё раз – проговариваем, что произойдёт с бумагой, если она попадёт в воду).
5. Включение нового знания в систему знаний
- Ребята, давайте обратно сложим в мешочки груз лошадки и расскажем ей, что произойдёт с сахаром, бумагой, если на них попадёт вода.
(Снова проговорить).
Дети по схемам проговаривают свои действия.
Можно ли лошадке переходить реку по воде? Почему?
Давайте оставим лошадку погостить у нас в группе. Мы подумаем, как и из чего смастерить мостик.
6. Осмысление.
Что мы делали? Понравилось вам помогать лошадке? Смогли мы помочь лошадке? Как помогали? (Рассказали, что произойдет с грузом, если на него попадет вода)
Вы большие молодцы, смогли помочь лошадке и рассказали, что случится с ее грузом, потому что узнали, что произойдет с сахаром и бумагой, если на них попадет вода.