Людмила Петровна Жигальцова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей о планете Земля.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о планете Земля, периодах ее образования и развития.
Показать Землю, как общий дом для людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
Продолжать учить детей проводить элементарные опыты
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников „Планета Земля — какая она?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты, высказывать свою точку зрения.
Развивать представления об экологических нормах;
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Воспитывать стремление беречь наш общий дом, как условие сохранения жизни людей и всех природных обитателей.
Воспитывать у детей уважительное отношение к достижениям науки и техники, побуждать сохранять и приумножать их.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: экран, ноутбук, емкости и сосуды разной формы и размера, кисточки, ложки, соль, пластиковые тарелки, 2 сырых яйца, белая тарелка, конфеты «Скитлс», ватные палочки, лимон, макет вулкана, листы белой бумаги А5-12шт, йод, манная крупа, магниты 4шт, фигуры сундуков на скрепках, 4 конверта с заданиями, медали, сундучок, игрушка радиуправляемая робот.
Предварительная работа:
Наблюдения явлений окружающего мира;
Беседы о воде, воздухе, электричестве;
Рассматривание и чтение детских энциклопедий.
Методические приемы:
Игровые – сюрпризный момент (робот)
Наглядные – использование картинок, карточек
Словесные– вопросы, художественное слово
Ход НОД
Ребята, я предлагаю встать в круг, и поприветствовать друг друга.
- Станьте, дети, станьте в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Сегодня нас с вами ждет много интересного, необыкновенного и удивительного.
Слышите, кто-то к нам спешит.
Входит радиоуправляемый робот.
Робот: Здравствуйте, друзья,
Не маленькие, а взрослые,
Веселые и серьезные,
Тихие и шумные,
Красивые и умные. Давайте с Вами познакомимся. Я - Робот Наукобот, меня создали ученные - конструкторы, мой дом институт робототехники.
Дети знакомятся (опираясь на пособие «Ходит солнышко по кругу)
Мы воспитанники старшей группы «Гномики», детского сада «Светлячок».
Живем в городе Армянске, республике Крым, наша огромная страна называется Россия, которая расположена на планете Земля.
Воспитатель: Наукобот, расскажи нам, кто такие ученные.
Наукобот: Ваша планета Земля очень большая, красивая и прекрасная. Расскажите мне о ней, пожалуйста.
Воспитатель: Уважаемый Наукобот, наша прекрасная сине-зеленая планета Земля, наполненная жизнью, не всегда была такой же в прошлом. От огненного шара до планеты, пригодной к жизни, Земля прошла долгий путь.
слайд 1 Планета Земля вид из космоса
Чтобы рассказать о ее происхождении, мы отправимся с ребятами назад в прошлое и тебя приглашаем в это увлекательную виртуальную научную экспедицию. Мы превратимся в младших научных сотрудников, нам нужно только переодеться (дети надевают белые халаты и шапочки научных сотрудников).
Вот мы и стали младшими научными сотрудниками
Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:
• Прилежными быть (Клянемся)
• Много трудиться (Клянемся)
• Вести наблюдения (Клянемся)
• Делать открытия (Клянемся)
Звучит гимн науке
Поможет нам отправиться в экспедицию - времялет. Мы полетим на нем назад прошлое.
Дети становятся в круг (звучит музыка)
На экране появляется слайд № 2 – панель управления
Воспитатель уточняет, куда им надо отправиться, на экране появляется слайд № 3 – космическое пространство - музыка, затем эролет «отправляется» в путь картинка меняется, на экране появляется слайд № 4– фрагмент времени).
1. Времялет, постой, мы отправимся с тобой
Через века, через года.
В те далекие времена,
Когда появилась планета Земля.
Просмотр фрагмента мультфильма «Как появилась Земля» (начало)
(слайд 5 - извержение вулкана со звуком)
- Что же мы видим?
Восп. Что же происходило на Земле в это далекое время.
Сообщение (воспитатель и дети) «На Земле ничего не было. Были только постоянные землетрясения, опасные дожди с кислотой, извержения вулканов из которых выплёскивалась лава. В небо поднимались ядовитые газы и дым. Воды в то время на земле не было»
Восп. : Ребята и Наукобот, а вы хотите посмотреть, как происходило извержение вулканов? На нашем «Времялете» есть «Химическая лаборатория», я приглашаю вас пройти туда. слайд № 6
Опытно-экспериментальная деятельность.
(Дети проходят к столам. По инструкции выполняют опыт «Извержение вулкана»)
Инструкция:
Возьмите стакан с №1 (с содой, высыпьте содержимое в вулкан.
Возьмите стакан с №2 (с лимонной кислотой, высыпьте содержимое в вулкан. Перемешайте палочкой.
Возьмите стакан с №3, (разведенный красный краситель с водой, вылейте содержимое вулкана.
Происходит реакция, вулкан извергается.
Восп. Благодаря вулканам появились материки (слайд №7)
Наукобот: Теперь я знаю, как образовались материки на Земле. Но мне очень хочется узнать, а что было дальше.
Времялет, поспеши,
в то время нас перенеси,
когда на Земле шли дожди.
Расскажите, ребята, что же происходило на Земле в это время.
Сообщение (воспитатель и дети) : «На Земле образовалась вода, и начались дожди. Дожди шли миллионы лет. Так появились моря и океаны. И как только появилась на земле вода, начала появляться и жизнь. Время шло. В морях появились водоросли, медузы, черви, губки, ракушки, древние ракообразные, рыбы. Но жизнь появилась и на земле. Появились древние гигантские папоротники. Это была эра гигантских насекомых» (слайд № 8)
Создание коллажа
Дети создают коллаж, выкладывая обитателей на магнитную доску (эскиз, по заданию:
1. В названии которых есть звук р: водоросли, черви, ракушки, ракообразные, рыбы, трилобит, морские лилии, папоротник,
2. В названии, которых, есть звук з: стрекоза, медуза, морская звезда
3. Звук с : моллюски, морские скорпионы
В то далекое время мы побывали, картину прошлого мы воссоздали, а теперь пришла пора, летим в другие времена.
Физминутка «На времялете мы летим» слайд № 9)
На времялете мы летим, (руки вверх домиком)
В невесомости парим, (наклоны в стороны)
Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)
Ищем для посадки кратер, (повороты влево, вправо)
Вдруг пролетел метеорит, дождь космический шумит. (резко машем руками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем, (имитация нажимания пальцами на кнопки)
Времялет мы опускаем. (присели).
Повреждений вроде нет, (руки на пояс, повороты туловища)
Что же было на планете? (на экране фрагмент времени)
Сообщение (воспитатель и дети) :
Жили на Земле в это время,
Необычные, огромные звери,
И ходить на лапах двух,
Хорошо они умели! (Динозавры)
Восп. : Мы сейчас встретимся с некоторыми из них, а вот с кем угадайте.
Он ел лишь травку сочную
С зелеными листочками.
для него мясная пища
Была совсем излишня. (появляется дракон и рычит - игрушка)
(на экране видеофрагмент)
Это же дип-ло-док. Что он делает? (ест листья).
У него такая длинная шея, интересно, почему?
(чтобы доставать листья с верхушки деревьев).
А если он питается листьями, то это, какое животное? (травоядное)
Звучит громкий рык. Исчезает.
Восп. : С незапамятных времен,
Страх вселял в сердце он,
И ходил на задних лапах,
Мощными зубами клацал.
Тираннозавр (слайд №11) видео тиранозавр идет
Посмотрите, это же самый страшный динозавр.
Как вы думаете, чем он питается? (мясом).
Правильно, значит он…. (хищник).
Какие у него большие зубы. (слайд № 12). вставить как рычит
Как вы думаете, зачем? (чтобы охотиться).
Тиранозавр «издает рык» и «уходит».
Восп. : На экране появляется птица
Птеродактиль (слайд № 23) видео летит птеродактиль
Что за чудище летало,
Клюв усеян весь зубами,
Вместо перьев, шерсти — кожа,
На кого оно похоже?
Это не птица, это тоже динозавр (Птеродактиль).
Интересно, как вы догадались, что это птеродактиль? (большой клюв и крылья, на крыльях небольшие лапы, большие ноги, длинный хвост).
Как вы думаете, чем питаются птеродактили? (насекомыми или рыбой).
Значит он травоядный? (Нет, он плотоядный).
Я предлагаю создать динозавров и их сородичей из ЛЕГО конструктора
У нас получились замечательные динозавры
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Воспитатель: Если у динозавра длинный хвост? значит он - длиннохвостый.
Короткие лапы - коротколапый.
Длинные крылья - длиннокрылый.
Острые зубы - острозубый
Питается травой - травоядный
Длинная шея - длинношеий
Воспитатель: Пора отправляться дальше.
Друзья, во времялет скорей, ай-да,
Отправимся мы в те времена,
Когда отступили холода.
Растаяли большие глыбы льда.
На Землю ступила нога человека.
Наукобот: Скажите, ребята, откуда вы все знаете: о прошлом, о жизни людей, событиях, предметах, ведь их уже давно нет.
Воспитатель: А помогает нам узнать обо всем:
Тот, кто лопаткой и совочком,
Ковыряется в песочке.
Извлекает из песка,
Утварь, храмы, города.
Везде ученный этот,
Ищет в земле предметы,
В пустынях или сопках,
Изучает при раскопках. (Археологи)
Я предлагаю вам, ребята, и тебе Наукобот тоже стать археологами и провести раскопки. (дети находят предметы старины)
Предметы старины вы в песке найдите,
И круги Эйлера их разложите.
Дети раскладывают посуду, орудия труда и украшения в отдельные круги, в пересечение двух кругов кладут предметы по одному общему признаку - деревянные.
(Подводим итог, дети, обосновывают свой выбор.)
Наукобот: Мы с вами отыскали много предметов старины, а где же хранить все эти вещи?
Дети: В музее
Наукобот: А что такое музей? И какие бывают музеи?
Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.
И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой
Весь пропитанный войной.
Все они для нас важны,
Все они для нас нужны!
А как нужно вести себя в музее, ребята сейчас расскажут.
Дети рассказывают скороговорку «В музее»
Тише, тише, не шумите,
В музее тихо вы ходите,
Слушайте внимательно,
Это познавательно.
Там и рисунки и поделки,
И никакой тебе подделки.
Побывав в музее, каждый из нас может узнать все о прошлом людей, любого предмета, вещи.
Я предлагаю поиграть в игру «Эволюция» и выложить по порядку карточки, отображающие процесс развития человека и изменение предметов, окружающих его.
Подводиться итог: все в мире изменяется.
Мы тоже не будем стоять на месте, а отправимся дальше.
Воспитатель: Ребята, садитесь скорее в времялет,
Нам вновь пора отправляться в полет,
Мы сейчас попадем в современный век,
Когда умней стал человек,
и превращая сказку в быль,
Изобрел телескоп и автомобиль.
Наукобот: Телескоп, а зачем он нужен и кому?
Воспитатель: Дети, расскажите, что такое телескоп.
Дети: Телескоп нужен астрономам, чтобы изучать Вселенную, звезды и планеты Солнечной системы.
Наукобот: А кто такой астроном, и как называются планеты Солнечной системы и сколько их?
Послушай внимательно, ребята сейчас тебе расскажут.
Пальчиковая гимнастика.
Астроном ведет учет,
Знает планеты на пересчет.
Меркурий - раз, Венера - два,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восемь - Нептун.
Девять - дальше всех Плутон,
Хоть и мал, но виден он.
Наукобот: Очень бы мне хотелось посмотреть на Солнечную систему.
Воспитатель: За звездами и планетами без телескопа лучше наблюдать ночью, но это не беда, ребята тебе помогут.
Ребята, я предлагаю разместить все планеты солнечной системы на свои орбиты.
1. Сначала выложим планеты, в названии которых один слог.
Марс, Уран. На которой по счету, от Солнца орбитах, они расположены?
Марс - на четвертой, Уран - на седьмой.
2. Два слога - Земля, на третьей орбите; Сатурн - на шестой, Нептун - на восьмой, Плутон - на девятой;
3 Три слога - Меркурий - на первой, Венера - на второй, Юпитер - на пятой
Дети выкладывают Солнечную систему (подключают к источнику питания выключателем). Земля - единственна обитаемая планета.
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками … (Глобус)
- Верно, это глобус. Что он изображает? (Модель Земли)
Дидактическая игра «Что нужно Земле»
Два макета Земли, дети раскладывают что нужно и что вредно для земли.
Воспитатель: Вот ребята, наше путешествие и подошло к концу. Мы побывали в прошлом.
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди”
Но одно я знаю точно, что нам нужно сделать срочно:
Природу нужно охранять, богатства все оберегать,
Нам совсем не много нужно: чтобы жили люди дружно,
Чтоб были люди друг к другу добры и сбывались все мечты.