Юлиана Сочнева
Сценарий занятия по речевому развитию «Согласный звук [ч], буквы Ч, ч» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»_
Образовательная область:речевое развитие
Возрастная группа:подготовительная к школе группа
Тема:"Согласный звук "ч", буквы Ч, ч.
Основные цели: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте
Задачи:
1. Познакомить детей с буквами Ч ч. Звук "ч" обозначается буквой Г.
Публикация «Сценарий занятия по речевому развитию „Согласный звук [ч], буквы Ч, ч“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Сценарии развлечений с буквами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Закреплять правильное произношение звука "ч" в речи. Способствовать развитию фонематического восприятия. Формировать навык звукового анализа и синтеза.
3. Продолжать развивать фонематический слух, связную речь, слуховое внимание и память. Развивать мелкую моторику.
4. Воспитывать у детей внимание и усидчивость, интерес к непосредственной образовательной деятельности.
Дидактические материалы и оборудование:счетные палочки по 4 на каждого ребенка, набор фишек на каждого ребенка.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
-Ребята, кто-нибудь из вас когда-нибудь отправлялся в путешествие (ответы детей)
- В путешествие можно отправиться даже в соседнюю деревню или в соседний город. А на чем можно отправиться в путешествие ( ответы детей: на машине, на поезде, на автобусе и т. д.)
- А на чем бы вы хотели попутешествовать (ответы детей)
(слайд 1)
- Ребята, Лунтик, Кузя и Мила тоже хотят оправиться в путешествие на воздушных шарах. Только это не простые воздушные шары, а волшебные. Для того, чтоб они поднялись в небо нужно правильно выполнить задание. А они не знают как это сделать и обратились к вам за помощью.
- Вы хотите помочь отправиться в путешествие Лунтику и его друзьям?
- А сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей о звуках
2) закреплять умение дифференцировать звонкие и глухие согласные
3) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
(слайд 2) Игра "Воздушные шары". (звуковой анализ слова)
Дидактические задачи: совершенствовать навыки звукового анализа слов : определять гласные, согласные (мягкие, твердые).
Дети садятся за столы, на которых находятся листы с заданием. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки на воздушных шарах и назвать то, что на них изображено. ( ответы детей: малина, зонт, чашка).
Воспитатель:
- Ребята, вы можете объяснить, что мы должны сделать для того, чтобы воздушные шары взлетели? ( ответы детей: звуковой анализ слов)
- Молодцы ребята, нужно выполнить звуковой анализ слов, которые изображены. Вам нужно определить какие звуки гласные, согласные и закрасить их нужным цветом.
- Перед выполнением задания, давайте вспомним чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- На какие две группы делятся все звуки? ( ответы детей:звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( ответы детей: воздух не встречает преград, когда мы произносим гласный звук, а при произнесении согласного звука встречаются преграды: губы, зубы и язык).
- Каким цветом обозначаем на схеме гласные звуки? (красным)
- Согласные могут быть твердыми или мягкими. Каким цветом обозначаем твердые согласные (синим). Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? (зеленым).
Задание выполняется самостоятельно (Дети выделяют каждый звук, характеризуют его, обозначают соответствующим цветом) и на каждое слово приглашается один ребенок к доске.
(слайд 3;4)
(слайд 5;6)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Друзья Лунтика на воздушных шарах уже смогли подняться в небо.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения ;
2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
(слайд 7)
- А теперь давайте выполним самостоятельно звуковой анализ слова чашка.
- У детей возникло затруднение. В слове чашка звуковой анализ выполнен разными вариантами:
(слайд 8)
Воспитатель произносит слово "чашка". Выделение звука "ч".
- Какой звук слышим в начале слова?
- Произнесите его.
- Знаете ли вы какой звук "ч"? ( ответы детей: да, нет)
- Почему вы даете разные ответы? ( ответы детей: потому что не знаем точно какой звук "ч" мягкий или твердый)
- Значит, что мы должны узнать? (какой звук "ч")
- А как мы можем это узнать? (спросить у взрослого, посмотреть в книге и т. д.).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
2) знакомство с новым звуком "ч" через звуковой анализ слова чашка; знакомство с буквами Ч, ч (чэ)
3) закрепление графического образа буквы Ч
4) развитие мелкой и общей моторики
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком – "ч". Давайте дадим характеристику звуку "ч". Произнесите звук "ч".
- Звук "ч" можно пропеть? (нет, он согласный).
- А чем отличается согласный звук "ч" от гласных? ( ответы детей: при произношении звука воздушная струя встречает преграды во рту, ему препятствуют язык, зубы)
- Давайте, приложим ладонь к горлу и послушаем, вибрирует ли наше горлышко, при произношении звука "ч". (ответы детей). Не вибрирует, значит, этот звук глухой.
- Ребята, запомните, что звук "ч" всегда мягкий. Давайте все вместе повторим хором звук "ч" - согласный, глухой, мягкий.
(слайд 9)
Звук "ч" обозначается вот такой буквой Ч. Воспитатель показывает демонстрационные буквы.
– Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим)
Показывает на доске как печатать букву Ч, разбирает с детьми алгоритм письма заглавной буквы. Предлагает детям напечатать детям новую букву, используя счетные палочки.
- Сможете вы теперь выполнить звуковой анализ слова чашка?
(слайд 10)
Молодцы!
5. Включение нового знания в систему знаний.
- развитие фонематического слуха
- развивать умение определять место звука в слове.
Дидактическая игра "Поймай звук".
Ребята хлопните в ладоши ("поймайте" слово, если услышите звук "ч" : чемодан, цветы, человек, свеча, клен, чашка, трава, птичка, черепаха, листик, ластик, ласточка, овечка.
Молодцы!
Дидактическая игра "Ромашка".
Дидактические задачи:
- находить слова со звуком "ч".
Материал: 1 кружок зеленого цвета, обозначающий мягкий звук - это середина цветка. Лепестки, с изображением предметов.
Дети находят на полянке (ковре) картинки-лепестки, в которых есть звук"ч" : часы, бабочка, чайник, мяч, чайка, очки. Перед ними ставится задача собрать ромашку.
Выполняется задание за столами.
Ребята, нам нужно определить место звука "ч" в словах: чеснок, удочка, луч. 4
(слайд 11)
(слайд 12)
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, кому мы сегодня помогали?
- Чем мы смогли помочь Лунтику и его друзьям?
- Какие знания нам для этого пригодились?
- Что еще мы с вами сделали?
- Молодцы! У нас с вами все получилось.