Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Счет до 6. Число и цифра 6» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема: Счет до 6. Число и цифра 6.
Основные цели:
1. Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством.
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
Публикация «Сценарий занятия „Счет до 6, Число и цифра 6“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
3. Закрепить счетные умения, умения выделять, называть, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
5. Воспитывать доброжелательность в отношении со сверстниками.
Дидактические материалы: карточки с цифрами 1,2,3,4,5,7, карточки с цифрой 6 на каждого ребенка.
Оборудование: карта, цветок с лепестками, ширма, баба яга, музыкальный центр, письмо, кирпичики из строительного набора.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с цифрой 6. «Детская цель» - помочь жителям волшебной страны собрать лепестки после ненастья. Сценарий НОД по ФЭМП составлен в технологии "Ситуация" и предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, сейчас я расскажу вам об одной удивительной, волшебной сказочной стране. Жители этой страны были очень счастливы. В этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, берегли его, потому что это был «Цветок Справедливости». У «Цветка Справедливости» были необычные лепестки: на обратной стороне которых были записаны правила. Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы…
Однажды над страной нависла черная туча, налетел холодный ветер, и все жители Волшебной страны попрятались кто куда, чтобы переждать ненастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «Цветке Справедливости» не осталось ни одного лепестка, осталась только карта, по которой можно было их найти. Жители страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь поможет отыскать их.
- Ребята, как, по-вашему, нужно ли помогать людям, попавшим в беду?
- А сможете ли вы помочь жителям Волшебной страны? (Ответы детей).
-Я тоже думаю, что сможем найти лепестки «Цветка Справедливости». Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения. Итак, в Волшебную страну вперед!
2 .Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1. актуализировать представления о числе 5;
2. закрепить умение считать в пределах 5, различать левую и правую стороны, закрепить умение определять цвет;
Воспитатель читает карту, где сказано, чтобы найти лепесток нужно сделать 5 шагов вперед и 5 шагов вправо. (Дети выполняют задание и находят лепесток). Воспитатель предлагает детям определить цвет лепестка (красный).
Дети возвращают «Цветку Справедливости» красный лепесток.
- Где же находится другой лепесток.
- Ребята, давайте поищем его. (Читает карту, где сказано, что надо сделать 5 шагов влево, потом 5 шагов вперед, 3 шага вправо) (Дети выполняют задание, находят лепесток, определяют цвет, вспоминают как они его нашли)
Воспитатель. Молодцы, ребята, синий лепесток мы отдаем «Цветку Справедливости», а сами отправляемся на поиски нового лепестка.
- Чтобы найти лепесток, вы должны сделать 5 шагов вправо и повернуть налево (находят лепестки, определяют цвет)
(Появляется Баба Яга).
Баба Яга. Кто вы такие? Зачем пришли? Почему без разрешения по моему лесу гуляете?
Воспитатель. Ой, Баба Яга, здравствуй, не злись. Ты даже птиц своим криком распугала.
Баба Яга. Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?
Воспитатель. Баба Яга, ты сегодня в Волшебную страну летала?
Баба Яга. Ну, летала! А вам то какое дело?
Воспитатель. А «цветок Справедливости» видела там?
Баба Яга. Ну, видела! А дальше то что?
Воспитатель. Разноцветные лепесточки с него ты сорвала?
Баба Яга. Ну, сорвала! (испуганно хватается за голову). Ой, голова моя, голова старая, проболталась я! Вы, что за ними пришли?
Воспитатель. Баба Яга, это не простые лепестки. Без них жителям страны очень трудно живется. Верни, пожалуйста, лепестки.
Баба Яга. Даже и не мечтайте! У вас никаких прав на них нету!
Воспитатель. Нет, баба Яга, и дети и взрослые имеют равные права. По карте мы нашли лепестки, но это не все.
(Воспитатель читает карту, дети делают 5 шагов вправо и находят еще один лепесток)
Баба Яга. Умные вы какие! Вот ты, мальчик, подойди ко мне.
(Игра «Как тебя зовут»)
-Тебя как зовут?
-А тебя?
-Вот видите вы разные, имена у всех разные.
Воспитатель. Нет, Баба Яга. Все дети одинаковые, а имена разные, потому что каждый ребенок имеет право на свое собственное имя, которое ему дают родители.
Баба Яга. Ладно, придется согласиться.
Воспитатель. Ребята, мне почему-то стало жалко Бабу Ягу, может она так себя ведет потому, что никто о ней не заботится
Давайте пригласим Бабу Ягу с нами поиграть. (Звучит музыка, дети танцуют)
(Баба Яга благодарит детей и возвращает остальные лепестки).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения числа 6.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
3. Тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.
- Ребята, все ли лепестки мы собрали, давайте посчитаем. Дети хором считают 1, 2,3 4, 5…После этого некоторые могут сбиться, так как еще не знают счета до 6.
Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
-Смогли ли вы сосчитать лепестки? (Нет)
-Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1. Закреплять представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе шесть, умение считать до шести, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из шести предметов;
2. сформировать опыт самостоятельного целепологания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3. тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.
-Что же нужно сделать, чтобы узнать количество лепестков? (Надо узнать, как считать дальше)
- Когда надо что-то узнать – «спросить у того, кто знает»
Затем дети обращаются с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счете за числом 5 идет число 6.
Воспитатель подводит итог: при счете после числа 5 идет число 6.
-Как получилось 6 лепестков? (Нашли 5 лепестков, Баба Яга отдала еще один, и получилось 6)
5. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
3. Тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1,2,3,4,5,7 и карточки с цифрой 6 по количеству детей. Воспитатель говорит детям о том, что надо написать письмо жителям волшебной страны и рассказать, сколько лепестков они собрали.
- Выберите на столе карточку, которую надо послать жителям волшебной страны для того чтобы они поняли, что вы собрали 6 лепестков. Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 6.
Детям предоставляется самостоятельность. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с нужной цифрой 6, воспитатель задает детям вопросы:
-Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет)
- Почему не сумели? (потому что не знаем как записывается число шесть)
6. Преодоление затруднения.
Дидактические задачи:
1. познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить ее с количеством;
2. закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого- либо спросить).
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 6.
Воспитатель делает вывод: число 6 записывается с помощью цифры 6.
Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных лепестков и отправляют жителям волшебной страны письмо, в котором указали сколько лепестков собрали.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Потанцуй-ка ты со мной!».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Жители волшебной страны поблагодарили детей и объявили, что начинаются танцы. Дети под музыку танцуют.
Игра «Дорога домой».
Дидактические задачи:
1. закрепить умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
2. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.
Воспитатель собирает детей около себя и напоминает, что скоро надо возвращаться домой, только вот как найти дорогу домой. (Стук в двери, получают письмо и посылку со строительным набором).
Воспитатель читает письмо, в котором жители волшебной страны дают подсказку как найти дорогу домой.
Дети берут красные и синие кирпичики (по 6 на каждого ребенка, лежащие вперемешку.
Воспитатель рассказывает, что жители волшебной страны пишут, что надо взять вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 6) не красных кирпичиков. Дети от общего количества должны отсчитать 6 синих кирпичиков.
После этого надо взять еще столько же красных кирпичиков.
Дети от общего количества должны отсчитать 6 красных кирпичиков. Жители предлагают построить дорожку так: красный кирпич, синий кирпич, красный, синий. Далее дети продолжают строить самостоятельно.
Чтобы проверить, правильно ли построили дорожку, можно всем хором проговорить последовательность цветов, дотрагиваясь пальчиками до каждого кирпичика: красный, синий, красный, синий.
-Что нужно сказать жителям волшебной страны за то, что они подсказали дорогу в детский сад? (Спасибо.)
8. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-Где вы сегодня побывали?
-Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до шести и не знали цифру 6, то не смогли бы помочь жителям волшебной страны вернуть «Цветок Справедливости».
Комментарии к сценарию
Использованная литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2015.
2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2015.
3. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.