Татьяна Скрягина
«Путешествие в королевство Вежливости». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст, 5-6 лет
Тема: занятие - развлечение «Путешествие в королевство Вежливости»
Основные цели: Учить детей разбираться в нравственных ситуациях, понимать действия, изображённые на картинке и соотносить их с действительностью, упражнять в умении аргументировать свои ответы
Образовательные задачи:
• Закреплять знание о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях
Публикация «„Путешествие в королевство Вежливости“, Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „ситуация“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• 3. Развивать внимание, слуховое, зрительное восприятие, общую координацию движений
• 4. Тренировать отдельные группы мышц лица, упражнять в умении воспроизводить эмоции
• 5. Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимание
• 6. Воспитывать культуру общения: умение вежливо разговаривать со взрослыми, друг с другом, вежливо общаться.
Дидактические материалы: карточки для словесной игры «Закончи предложение», д/и «Цветок вежливости» (пословицы и поговорки, картинки хороших и плохих поступков для д/и «Соберем Книгу Вежливости».
Оборудование:
1. Мультимедийный проект;
2. Музыкальное сопровождение;
3. Волшебный хрусталик;
4. Волшебный цветок;
5. Свеча;
6. 2 журнальных столика.
Герои: Бяка- Забияка, Паж (дети подготовительной группы).
Краткая аннотация к работе: Данное занятие- развлечение разработано в технологии «Ситуация» и предназначено для педагогов дошкольных организаций по формированию у детей социально-коммуникативных навыков.
Ход занятия- развлечения :
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1. Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Звучит музыка «Динь-динь-детский сад»
В-ль:- Ребята, мне кажется, сегодня необычный день, давайте улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и отличного настроения. А чтобы настроение было хорошим, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в наших сердцах. Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец (в руках у педагога загорается волшебный светильник).
Присаживайтесь. В-ль:- Ребята, сегодня мы поговорим о. Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте стихотворение:
На иве распустились почки
Берёза тонкие листочки, раскрыла
Больше снег не враг…
Трава растёт на каждой кочке
Заизумрудился овраг.
- Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Верно, мы сегодня с вами будем говорить о весне. (Раздается стук в дверь)
Паж: Здравствуйте, ребята, я - паж королевы Вежливости, пришел просить вашей помощи. Злая Колдунья заколдовала всех жителей Королевства, они стали злыми и грубыми. Помогите нам, пожалуйста, освободить Королеву Вежливости.
Воспитатель предлагает детям самим сделать выбор: продолжить беседу о весне или помочь жителям королевства Вежливости. Дети принимают решение отправиться в королевство.
-Хотите помочь жителям королевства Вежливости? Сможете?
1. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
• Актуализировать представления о вежливых словах, о хороших поступках в жизни человека
• Формировать умение внимательно слушать и анализировать, высказываться из личного опыта.
В-ль:- Значит, решили освободить королеву Вежливости, а трудностей вы не боитесь? Тогда не будем терять ни минуты, но как нам попасть в королевство?
Паж: Попасть в него не так просто. Путь нам будет открыт, если вы вспомните «волшебные» вежливые слова, которые спрятаны в стихотворных строках (уходит).
В-ль: Попасть мы туда сможем на волшебном хрусталике.
- Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться ….
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого….
- Из вежливости, а не из жалости, почаще говори….
- Зазеленеет старый пень, когда услышит….
- Если больше есть не в силах, скажем мамам мы….
- Во Франции и в Дании на прощание говорят….
- Молодцы, ребята.
В-ль: Вот мы свами и очутились в Королевстве Вежливости (звучит музыка, появляется Бяка-Забияка).
Б-З: Ааа, попались, я вас здесь ждала! Где здесь ссора, где здесь драка я ведь- Бяка Забияка!
В-ль: Бяка Забияка, у нас здесь нет ни ссор, ни драк.
Б-З: Нет? Так будут! У меня вообще-то к вам дело: мне скучно шалить одной, нам надо объединиться. Кто со мной?
В-ль: Да как ты можешь предлагать такое нашим ребятам? Они у нас между прочем вежливые, воспитанные, культурные.
Б-З: Культурные? Все-все? Это мы сейчас проверим и всех не культурных отыщем (подбегает к детям, шепчет, уговаривает пойти с ней).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
• Создать мотивационную ситуацию для выяснения, как перевоспитать
• Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
В-ль: Бяка-Забияка совершенно не умеет себя вести. Надо её перевоспитать. Что же нам делать ребята, как ей помочь стать вежливой и научить правилам хорошего тона (возникает затруднение).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
• Познакомить детей с примером передачи знаний другому словесным способом или с помощью иллюстративного материала с целью воспитания хорошего тона.
• формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Раздается шум ветра (запись)
Голос: (с экрана) Кто посмел прийти в моё царство?
В-ль: Мы- ребята из старшей группы “Тигрята”, мы ищем Королеву Вежливости.
Голос: Ха-ха-ха. Я- злая волшебница. И Королеву просто так не отдам. Чтобы освободить Королеву Вежливости, вам надо пройти все мои испытания. Справитесь с заданиями, я Королеву вам верну, а не справитесь - навеки её заберу. Ха-ха-ха.
В-ль: Ребята, вы не испугались? Мы готовы пройти все твои испытания! А Бяка-Забияка будет смотреть на вас и учится.
Голос: Итак, первое задание: чтобы выручить Королеву Вежливости, нужно выбрать правильный путь к замку, где спрятана ваша Королева. Ищите этот путь. (На экране 3 стрелки) :
-Если прямо пойдёшь- встретишь старушку, которой нужно помочь.
-Налево пойдёшь - грубить и драться ты начнёшь.
-Направо пойдёшь и найдёшь игрушку, о которой давно мечтал.
Голос: Вы правильно выбрали дорогу, впереди следующее испытание: перед вами заколдованное дерево, попробуйте его расколдовать!
В-ль: Ребята, а это Дерево добрых слов. На нём появляются листья только тогда, когда произносят вежливые слова. На нижней веточке слева появляются листья, когда произносят слова приветствия.
-Какие слова приветствия мы знаем? (как только дети называют слова на экране появляются листочки).
В-ль: На нижней веточке справа появляются листья от произнесённых слов благодарности.
-Какие слова благодарности вы знаете?
На верхней веточки слева появится листья, когда вы произнесёте слова извинения.
На верней веточки справа листья распустятся, когда вы произнесёте слова прощания.
Молодцы, ребята! Посмотрите, какое у нас появилось дерево, сколько на нём появилось листьев. Вот сколько вежливых и добрых слов вы знаете. А теперь ты, Бяка-Забияка, попробуй произнести слова благодарности, приветствия. Бяка-Забияка произносит.
Ребята, а можно ли прожить без вежливых слов? Почему?
Б-З: Ребята я эти слова услышала эти слова впервые, они мне очень понравились, я их запомнила, и буду тоже говорить. И действительно от хороших слов поднимается настроение. У меня сейчас такое хорошее настроение, что хочется танцевать. Ребята, давайте вместе дружно потанцуем.
Физкультминутка (звучит весёлая музыка, дети с Бякой-Забиякой танцуют).
В-ль: Ребята, посмотрите какая здесь полянка. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? (варианты детей).
Голос: Ишь цветы захотели! Ха-ха-ха! Здесь цветов никогда не будет, от моего колдовства они завяли.
В-ль: Ребята, нам надо постараться оживить полянку. Если вы сможете назвать пословицы и поговорки о вежливости, то на поляне вырастут красивые цветы (дети называют пословицы и собирают цветок на магнитной доске).
Б-З: Ребята, посмотрите, какие цветы распустились на поляне. Какие чудеса творятся от добрых слов. Я поняла, что нельзя быть жадной, злой, и драчливой. Ребята, спасибо, я побежала просить прощение о тех, кого обидела.
Голос: Ну что ж вы справились со всеми моими испытаниями, поэтому я ухожу - получайте свою Королеву Вежливости! (звучит музыка на экране появляется Королева Вежливости).
Королева Вежливости : Благодарю вас, ребята, теперь в мою страну вернулись вежливые слова и все жители стали добрыми и воспитанными, а зато, что вы такие смелые, отзывчивые, чуткие я хочу вам подарить на память вот такие сердечки.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
• Организовать активный отдых детей, развивать воображение.
• Формировать умение анализировать, работать в команде.
• Формировать умение использовать полученные новые знания в игре.
В-ль: Давайте подойдём к хрусталику и вернёмся обратно в детский сад. Ребята, закройте глаза. Посмотрите, а наша свеча не погасла потому, что мы сегодня творили добро. Ой, а Бяка-Забияка вернулась вместе с нами в детский сад.
Б-З: Дети, вы молодцы, со всеми заданиями злой Колдуньи справились. Мне хочется с вами поиграть в игру собери правильно. Д/и «Соберем Книгу Вежливости». Паж подарил мне картинки, но они рассыпались и перепутались с другими, мне бы хотелось узнать, что они означают.
Дети выбирают из всех картинок сюжеты с хорошими поступками и объясняют Бяке-Забияке их значение. ( Например: Делиться игрушками – это хорошо, помогать маме – это хороший поступок, здороваться при встрече – хорошо, т. д.) Воспитатель собирает картинки в книгу «Вежливости»
В-ль: Ребята, посмотрите, мы собрали из картинок Бяки-Забияки целую книгу, что же нам с ней сделать.
Ответы детей: отдать Бяке – Забияке, что бы всегда помнила о хороших поступках (отдают).
Б-З: Спасибо, ребята! Думаю, что когда я буду вести себя так же как и вы, то у меня будет другое имя, например, «Дружилка» и «Добряшка».
Звучит музыка Бяка-Забияка прощается с детьми и улетает на волшебном ветре в сказочную страну.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
• Восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.
Дети собираются возле воспитателя.
Мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение после нашего путешествия? Перед вами лежат солнышки и тучки. Кому было интересно, кто узнал много нового, у кого хорошее настроение - поднимите солнышко, а кто скучал, кому было не интересно - поднимите тучку.
В-ль: Ребята, как здорово все подняли солнышко, у всех хорошее настроение и у меня тоже. Что же мы сегодня с вами сделали? (ответы детей)
(Дети проговаривают, что спасли Королеву Вежливости, научили Бяку-Забияку вежливым словам и поступкам)
- За что вы себя можете похвалить? (ответы детей)
-И я хочу сказать вам, что вы все молодцы. И наше путешествие не прошло даром. Теперь, когда вы увидите неправильную ситуацию или невежливых людей, вы обязательно попытаетесь ее исправить.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.).
Данная тема занятия-развлечения «Путешествие в королевство Вежливости» является одним из направлений социально-коммуникативного развития и соответствует задачам старшего дошкольного возраста. Материал занятия разработан с учетом педагогической деятельности по комплексной образовательной программе «Мир открытий