Татьяна Скрягина
«Вредные и полезные насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Вредные и полезные насекомые»
Основные цели: познакомить детей с насекомыми; показать их многообразие и сформулировать представление о вредных и полезных насекомых; умение классифицировать по группам; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение методом «Три вопроса»; закрепить умение распознавать вредных и полезных насекомых по внешним признакам; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля; воспитывать любовь бережное отношение к природе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Сценарии праздников, развлечений, досугов
- Ситуация. Образовательная технология
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Дидактические материалы: билеты для проезда с номерами и картинками, карточки с изображением деревьев и насекомых.
Оборудование: интерактивная доска
Краткая аннотация к работе: в игровой деятельности дети подготовительной группы узнают ситуации от чего может погибнуть лес, закрепляют правила поведения на природе, знакомятся с представителями микромира – насекомыми, справляются с трудностями и переживают ситуацию успеха.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в лес?
- Кто из вас был в лесу?
- С кем ходили в лес?
- Что вы там делали? Хотите попасть в лес? Сможете?
- Как можно попасть в лес?
2. Актуализация знаний и умений.
2.1. Игра: «Билеты на автобус».
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о деревьях; закрепить знания умения распознавать деревья по внешним признакам; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.
- Чтобы сесть на автобус я вам предлагаю взять билеты? На билетах изображены деревья. Прежде чем пройти в салон автобуса нужно назвать дерево и пройти на свое место (на спинках стульев изображены пары деревьев). Я буду контролером. (Стулья поставлены в 2 ряда).
Звучит спокойная музыка дорожная.
Вот мы и приехали с вами в лес.
На экране появляется фото погибающего леса и слова SOS.
Воспитатель обращается к детям: «Как вы думаете, что это значит?» Ребята, здесь написано одно слово «SOS». Как вы думаете, что оно означает?
Правильно, это сигнал что кто-то попал в беду и просит о помощи. - Кому нужна помощь? - Теперь вы догадались, кому нужна помощь? - Как вы думаете, что могло случиться с деревьями?
- Как вы думаете, что повлияло на гибель леса?
2.2. Игра «Опасная ситуация»
Дидактические задачи: закрепить, систематизировать знания детей о природных и человеческих факторах влияния на природу.
Я вам предлагаю подойти к столу и выбрать по одной карточке. Вам нужно рассказать, что случилось с лесом изображенным у вас на карточках.
1. Пожар в лесу; 2. Засуха в лесу; Наводнение; 3. Насекомые поедают деревья; 4. Браконьеры вырубают деревья.
3. Затруднение в ситуации.
3. 2 Игра: «Полезные и вредные насекомые» (начало)
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей об одном из факторов влияющих на гибель леса; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев, поеденных насекомыми.
– Как вы думаете, откуда появились на стволе дерева такие канавки, отверстия и куда подевалась кора дерева?
- Кто за собой такой след оставляет? Если дети скажут насекомые, тогда задать вопросы: Кто из насекомых такой след оставляет?
- Смогли узнать, кто за собой такой след на стволах деревьев оставляет?
- Почему не смогли?
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
3. 2 Игра: «Полезные и вредные насекомые» (продолжение)
Дидактические задачи: сформировать представление о вредных и полезных насекомых; сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Воспитатель предлагает рассмотреть насекомых.
- Что общего у всех насекомых? (Определение частей тела насекомого).
- Насекомое в переводе с латинского языка – насеченное. Как это понять?
- Тело всех насекомых состоит из трех отделов – головы, груди, брюшка. Снизу на брюшке имеются насечки, из=за которых эти существа и названы насекомыми.
- А кто заметил еще один очень важный признак насекомых?
- Правильно. У всех насекомых шесть ног (3 пары).
- Что нужно сделать, чтобы узнать, кто из насекомых вредный, кто полезный? (Прочитать в книгах, обратиться к экологам, к взрослым, посмотреть телепередачи, поискать в интернете и т. д.)
Воспитатель предлагает посмотреть видео «Уроки Почемучкина» о вредных и полезных насекомых.
Вывод: Значит:
Польза: - людям: пчелы дают мёд, воск;
- лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых, а пчелы и бабочки опыляют растения;
- животным и птицам: служат для них кормом.
Вред : -людям: мухи тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
- лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
- животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
- Молодцы, ребята, вы смогли определить от чего же лес погибает. И теперь мы можем ему помочь.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.
5.1. Игра: «Вместе веселей».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Воспитатель предлагает поиграть на лесной поляне. Дети двигаются под музыку по группе. С остановкой музыки дети должны изобразить насекомое по своему выбору.
5.2. Игра: «Полезные и вредные насекомые» (продолжение)
Дидактические задачи: закрепить представления детей о вредных и полезных насекомых; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
Воспитатель предлагает детям собрать пазлы «Насекомые» и ответить почему они разноцветные. (Дети рассказывают о маскировке).
5.3. Игра «Тропинка» (возвращение домой).
Дидактические задачи: повторить и закрепить правила поведения в лесу.
Шагая к автобусу дети собирают карточки «Правила поведения в лесу и на природе».
- Чтобы занять свое место в автобусе вы должны назвать правило поведения в лесу и на природе, то что у вас изображено на карточке.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Что вы нового сегодня узнали?
- Что было легко делать?
- А какое задание было самым трудным?
- Вы все молодцы, все получилось и с трудностями вы справились. Вы смогли спасти лес от гибели.
Литература.
1. Н. Ю. Вдовина. Знакомимся с природой: Работа в группах. – М. : Чистые пруды, 2007.
2. Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
4. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.