Татьяна Скрягина
«Один и много». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: Вторая младшая группа
Тема: «Один и много»
Основные цели: уточнить представление детей о понятиях «один», «много»; продолжить формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений в игровой ситуации.
Публикация «„Один и много“, Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Задачи: закрепить умения определять, где один предмет, а где много; развивать внимание, мыслительные операции (анализ, сравнение); развивать познавательную мотивацию.
Дидактические материалы: деревья, пеньки, для белочки, картинка паровозика, корзинка, поднос с шишками, грибочками, нарисованными и вырезанными из бумаги; нарисованные рельсы, ковер - полянка, мольберт, стол, магниты, угощение от белочки. Раздаточный материал: шишки, грибочки, орешки, ягодки из картона.
Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись «Песенка паровозика»
Краткая аннотация к работе: Используя в своей работе технологию «Ситуация», я стараюсь создать условия для самостоятельного открытия детьми нового знания, естественно учитывая возрастные особенности дошкольников.
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений позволяет увидеть использование технологии «Ситуация" наиболее четко.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.
Дети проходят и встают около воспитателя.
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята! Скажите мне пожалуйста, а у вас есть друзья? Дети отвечают.
А кто у вас лучший друг? Дети отвечают. Ребята, а что такое дружба? Дети отвечают.
Ребята, в нашем лесу живет белочка, и ей нужна наша помощь. Ребята, а хотите помочь белочке?
Дети отвечают. Сможете? Дети отвечают. Как вы думаете, на чем можно доехать до леса?
Дети перечисляют виды транспорта: маршрутка, лошадь, машина и т. д.
А на поезде можно? Вот на нем-то мы и поедем!
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1. Актуализировать знания детей.
2. Тренировать мыслительные операции.
Воспитатель:
- Ребята, с чем принято ходить в гости? (С подарками, с угощениями)
- Чем можно угостить белочку (ответы детей)
Воспитатель предлагает взять для белочки по одному орешку.
Дети подходят к корзинке. В ней лежат орехи, по одному на каждого ребенка. Дети берут орехи. Может возникнуть конфликтная ситуация, кто-то возьмет не один орех. Воспитатель:
- Всем хватило орехов? (Нет)
- Почему?
Если дети не ответят на вопрос, спросить у каждого ребенка, сколько орехов он взял. Предложить тому ребенку, кто взял не один орех, поделиться с тем, кому не хватило.
- Сколько орехов у каждого? (Один)
- А к чему цепляется первый вагончик? Дети объясняют, что вагончик цепляется за паровозик.
- Правильно – к паровозику.
-Тогда я буду кем? Ответ детей: «Вы будете – паровозиком».
- Молодцы! Первый вагончик цепляется за паровозик, а потом все остальные вагончики цепляются друг за другом.
- Все готовы? Тогда поехали! (дети шагают по музыку по нарисованным рельсам)
Воспитатель:
-Ребята, вот мы и приехали в лес.
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1. Формировать опыт фиксации затруднения.
2. Тренировать мыслительные операции.
Воспитатель:
- Ребята, куда мы пришли? Ответ детей: «В гости к белочке».
- Предлагаю вам сделать для белочки бусы из ягодок рябины? Дети соглашаются с воспитателем. Вот вам по одной ягодке каждому.
- Смогли вы сделать бусы? (Нет)
- Почему не смогли? (У нас одна ягодка, а нужно много)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения.
2. Тренировать мыслительные операции.
Воспитатель:
- Как узнать хватит ли одной ягодки для бус или нет? Дети перечисляют возможные варианты, потом предлагают взять еще несколько ягодок.
- Сначала я вам дала сколько ягод? Ответ детей: «Одну»
- Сколько нужно ягод для бус? Ответ детей: «Много».
А теперь посмотрите, как красиво смотрятся бусы, когда в них много ягодок.
Дети любуются бусами.
- А нам пора двигаться дальше, первый вагончик цепляется за паровозик, остальные вагончики друг за друга и поехали (звучит музыка).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1. Закрепить представления детей о понятии «один» и «много».
2. Тренировать мыслительные операции.
Игра: «В гостях у белочки».
Белочка:
- Я собирала запасы на зиму, но уронила корзину и все, что было в ней, рассыпала.
- Ребята вы мне поможете собрать мои запасы? Дети соглашаются помочь белочке.
- Что собирала белочка в корзину? Ответ детей: «Грибы».
- Сколько рассыпалось грибочков? Ответ детей: «Много».
- Возьмите каждый по одному грибочку.
- У всех по одному грибочку? Ответ детей: «Да».
Воспитатель уточняет у каждого ребенка, сколько грибочков он взял. В случае если кто-то из детей взял несколько грибочков, то воспитатель задает вопрос: «Что сделать, чтобы у каждого было по одному грибочку?»
Воспитатель предлагает сложить (приклеить) грибочки в корзину.
Воспитатель (обращается к каждому ребенку) :
- Сколько грибочков ты (положил) приклеил в корзину? Ответы детей.
- Сколько грибочков находится в корзине? Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, потому что нас много. Каждый приклеил по одному грибочку, и их стало много.
Белочка благодарит детей за помощь и угощает их грибочками из своих запасов.
Воспитатель:
- Пора нам возвращаться в детский сад. Первый вагончик цепляется за паровозик, а потом все остальные вагончики цепляются друг за друга (звучит музыка).
Дети встают друг за другом и возвращаются в группу по нарисованным рельсам.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
1. Формировать понятия «один» и «много».
2. Тренировать мыслительные операции.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где мы сегодня побывали?
- А что мы там делали?
Воспитатель говорит, что нам удалось помочь белочке, потому что дети умеют различить, где один, а где много.
- Почему нам удалось помочь белочке? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает им: «Мы действовали вместе, дружно»
- А как именно мы помогли белочке? (Помогли белочке собрать запасы).
Литература:
1. Петерсон Л. Г. «Деятельностный метод обучения. Образовательная система "Школа 2000. "», Москва, 2007.
2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников», 2010 г.
3. К. Фопель «С головы до пят». 2010 г.
4. «Ну, мама! Сайт для мам малышей. https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-belku.html