Ольга Девятова
Сценарий открытого мероприятия «Путешествие по сказам П. П. Бажова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к истокам культуры родного края.
Задачи:
- Продолжать знакомство детей с историей Урала, через восприятие произведений, уральского писателя П. П. Бажова;
- Обобщить и закрепить представления детей о творчестве уральского писателя П. П. Бажова;
- Приобщать к музыкальному искусству через знакомство с русским народным фольклором: частушками, закличками, играми, хороводом;
- Воспитывать у детей любовь к родному краю, традициям и обычаям Урала, через художественную литературу;
- Прививать уважение к людям трудовых профессий;
Публикация «Сценарий открытого мероприятия „Путешествие по сказам П, П, Бажова“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Подготовительная группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-. Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта.
Предварительная работа:
- Чтение сказов П. П. Бажова;
- просмотр мультфильмов «Огневушка – Поскакушка», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка;
- рассматривание иллюстраций по сказам;
- рассматривание коллекции уральских камней и изделий из них;
- разучивание р. н. хоровода "Светит месяц",р. н. игр»Плетень», «Гори, гори ясно», частушек;
- создание макетов по сказам «Серебряное копытце» и «Голубая змейка»;
- коллективная аппликация по сказу «Серебряное копытце»;
- раскрашивание камней в разный цвет (самоцветы);
- подготовка детьми предметов и персонажей по сказам Бажова (обмазывание пластилином шкатулки, изготовление из пластиковой бутылки цветка и обмазывание ее пластилином, лепка на пластиковой бутылке хозяйки Медной горы, рисование портрета хозяйки Медной горы) для их последующего украшения.
Организация развивающей среды:
- Портрет П. П. Бажова
- оформление сцены сюжетом из сказа «Серебряное копытце»;
- выставка уральских камней и изделий из них;
- сундучок с предметами из сказов;
- макеты к сказам ;
- выставка детских рисунков по сказам П. П. Бажова;
- шкатулка с угощением;
- столы для самостоятельной деятельности детей;
- детские работы – заготовки и материалы для их украшения: стразы, бусинки, бисер, пайетки, клей - карандаш.
Ход: Музыка (дети заходят в зал)
1 (девочка)
Выходи, честной народ на широку улицу
Неча дома-то сидеть, тосковать да хмурится
2 (мальчик)
На зеленую траву - мураву, выходили дружно
И гармошку принесли. Что еще вам нужно?
Хороводы завести иль веночки поплести?
3 (девочка)
Ах, какой чудесный день!
Не сплести ли нам плетень
ИГРА «Плетень»
4 (мальчик)
Голосистые девчата, на середку выходи!
И веселые частушки не стесняйся, заводи!
5 (девочка)
Мы частушек-то не знаем, и не помним, как их петь
Вы мальчишки, подпевайте, коль не встретил вас медведь!
ЧАСТУШКИ!
Мы частушек много знаем,
Вам споем о нашем крае
Горный край – родной Урал
Горы здесь, как бугорочки
На поляночках цветочки
А под елками грибки
Наберем их в кузовки
Раньше как уральцы жили:
В лапоточках все ходили
А девчата в сарафанах
Щечки нежные в румянах
Как затопят русску печь
Станут пироги в ней печь
Угли кочергой сгребают
Щи ухватом вынимают
А в горах каменьев клад
Есть алмазы, говорят,
Малахит есть и руда
И рубины и слюда
Клад Хозяйка охраняет,
Злых и жадных не пускает.
Добрым людям помогает
Им богатства открывает.
Мы частушки вам пропели
Все сказали, что хотели
Хорошо ли – плохо ли
Просим, чтоб похлопали
Под музыку появляется Хозяйка медной горы
Хозяйка: Это кто у меня под горой расшумелся, кто разгалделся? (сурово)
Это кто разыгрался, распелся? (более ласково)
Кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники? Такие нарядные, такие веселые? И без кайла, без лопаты. Неужто не за камнями моими самоцветными пришли?
Воспитатель: (детям) Это же сама Хозяйка медной горы!
Хозяйка: Правильно, востроглазая! Сама угадала или подсказал кто?
Воспитатель: Здравствуй, Хозяйка медной горы! (дети тоже здороваются)
Хозяйка: Здравствуйте коли не шутите.
Да, Хозяйка я медной горы,
И все богатства тоже мои.
Хочу – награжу, а хочу – накажу
За жадность, за ложь, за плохие дела.
Кто вы? И зачем пожаловали сюда?
Воспитатель: Про тебя. Хозяюшка, все слышали и все знают, а сегодня мы с ребятами пришли с тобою встретиться и познакомиться, поделиться с тобой праздничным настроением.
Хозяйка: Да откуда вы про меня наслышаны?
Воспитатель и дети: Да, мы сказы читали, которые наш уральский писатель П,П,Бажов написал. (фото на слайде)
Хозяйка: А коли читали, может и загадки мои отгадаете?
Воспитатель: Наши дети любят загадки отгадывать. Мы попробуем!
«Узнай героя сказки»
Хозяйка: отгадайте о ком я скажу – расскажу.
Ножкой сильно он стучит,
Камни рассыпая,
Рядом мурка с ним сидит,
Будто подпевая. («Серебряное копытце».)
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Дарёнка)
Вот девчушка – непоседа
В синем сарафане.
Пляшет прямо на углях.
Кто она – догадайтесь сами. (Огневушка - Поскакушка)
На Урале парень жил,
Сиротой мальчишка был.
Но Прокопыч, горный мастер,
Парня делу обучил.
Обучил, но вот беда,
Хозяйка в гору увела,
Чтоб смастерить он мог
Чудо каменный цветок (Данила – мастер)
Он девочку – сиротку к себе домой забрал,
Про козлика чудесного ей он рассказал. (Кокованя)
Не раз Огневушка над ним шутила,
Но все же мальчишку она наградила (Федюнька)
Песню про змейку друзья распевали
И вот, наконец – то ее увидали. (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)
Есть у меня свои слуги, подружки.
И очень похожи они друг на дружку.
Не сразу увидишь их – ростом малы.
Но очень проворны и очень юрки. (Ящерки)
Воспитатель: Можно и мне загадать загадку?
Небольшого росту девка. И сама вся статная.
И коса её чернява, да такая ладная.
Платье цвета малахита, в косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды, волшебные да ясные. (Медной горы хозяйка)
Хозяйка: Ишь ты, и про меня загадка есть! Все отгадали ребята. Ай да молодцы!А сумеете сказ по картине угадать?
«Узнай сказ по иллюстрации» (слайды)
- «Огневушка – Поскакушка»
- «Серебряное копытце»
- «Малахитовая шкатулка»
- «Каменный цветок»
- «Голубая змейка»
- «Синюшкин колодец»
Хозяйка: А знаете ли вы какие камни самоцветные да драгоценные хранятся у меня в горах? (рубины, топазы, малахит, яшма, горный хрусталь, янтарь, лазурит) (выставка камней)
В моей земле богатства скрыты
Она и золото хранит
И рядом с медью малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдешь в ней много по приметам:
Цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом изумруд.
Темны хрусталики агата,
Душисты грани хрусталя.
И знаменита и богата
Моя Уральская земля!
Сюжет из сказа «Огневушка – Поскакушка»
У костра сидят Дед Ефим и Федюнька. Из-за костра выглядывает Огневушка.
Федюнька: Дедко Ефим, ты видел?
Дед: Ничего не видел.
Федюнька: Огневушка – поскакушка показалась в костре.
Дед: Померещелось тебе, Федюнька.
Под музыку Огневушка выглядывает из-за костра то с одной стороны, то с другой и снова прячется.
Дед: Твоя правда, Федюньша, тут она – поскакушка. И я ее видел. Опять шуткует она да посмеивается над нами.
Под музыку Огневушка выходит из-за костра и танцует, а потом выносит кузовок и раскидывает цветные камни – самоцветы и прячется.
Федюнька: Дедко, смотри сколько самоцветов Огневушка рассыпала.
Дед: Поидем, Федюня, за ведром да лопатой, соберем каменья. (уходят)
Хозяйка: Помочь бы надо деду да мальчонке – добрые они люди, честные, не завистливые и не жадные. Пока дед да Федюня ходят за лопатой, вы – красны девицы, принесите – ка мне камни рубины, только чур, не жадничать, брать по одному камушку надобно. (девочки собирают красные камни и несут на поднос).
А вы, добры молодцы, собирайте лазурит да бирюзу (собираю синие камни)
Какие же остались еще камни? Малахит, змеевик. Девицы, соберите их. (собирают зеленые камни и несут на поднос)
Заходят дед и Федюня и ничего не находят.
Дед: Видно опять посмеялась над нами Огневушка.
Хозяйка: Вот ваши камни – самоцветы! Помогли вам ребята их собрать. Это вам награда за вашу доброту. (высыпают камни в ведро и уносят)
Хозяйка : А сейчас я вас еще поспрашиваю и проверю как вы сказы слушали и что запомнили.
- Как вы думаете, какой камень для меня дороже всех и самый любимый? (малахит) Найдите малахит камень. (кто-то из детей приносит малахит)
Давайте-ка с ним немного поиграем.
Игра «Малахит»
Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот отвечает на вопросы Хозяйки.
- В кого я умею превращаться? (В ящерку)
- Что вырезал из камня Данила – мастер? (каменный цветок)
- Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)
- Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа «Синюшкин колодец»? (белое, черное, рыжее)
- Каким копытцем выбивал камни козлик? (серебряное копытце на правой передней ноге)
- Какая птица захохотала, "девчонки не стало"? (филин)
- Что можно найти в том месте, где плясала Огневушка? (золото)
- Как называют в народе Хозяйку Медной горы? (Малахитница)
- Что получил Степан в подарок от Хозяйки медной горы за то, что на богатство не позарился? (малахитовую шкатулку)
- Во что одета Огневушка – Поскакушка? (сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба)
- Кто так поет?
"Пр-р-р-равильно пр-р-р-идумала,
Пр-р-р-аввильно!
Пр-р-равильно говоришь,
Пр-р-р-авильно!" (Кошка Муренка, "Серебряное копытце")
"Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись!
Колесиком покрутись!" (Лейко, "Голубая змейка")
"У меня тепло!
У меня светло!
Красно личико! ("Огневушка-поскакушка")
Хозяйка: Ах, какие молодцы, ребята. Как внимательно вы слушали сказы П,П,Бажова, много знаете.
Вот посмотрите, какой у меня есть короб. Он не простой, в нём лежат очень интересные предметы. И вы сейчас должны узнать кому же они принадлежат и из какого сказа?.
* Малахитовая шкатулка. (Танюшка. «Малахитовая шкатулка».)
* Кошка. («Серебряное копытце»)
* Ящерка. (Медной горы Хозяйка)
* Решето (Синюшкин колодец)
* Молоток. («Каменный цветок»)
* Гребешок (Голубая змейка)
* Платочек. (Огневушка-Поскакушка)
Игра с платочком «Гори,гори ясно»
Хозяйка: Вот как весело поиграли с платочком Огневушки – поскакушки.
А не потешите ли вы меня какой – никакой песенкой иль пляской?
Воспитатель: Порадуем, конечно, как не порадовать. Эй, честной народ, становись в хоровод. Да и ты с нами вставай, Хозяйка медной горы.
Хоровод «Светит месяц».
Хозяйка:. Ну, что, поиграли, порезвились, надобно бы вам теперь свое умение – рукоделие показать. Посмотрю какие вы мастеровые да умелые.
Продуктивная деятельность по группам (украшают шкатулку, каменный цветок, портрет Хозяйки, картина по «Серебряному копытцу»)
Хозяйка: Вижу я, что вы ребята дружные, смелые, добрые да веселые, зла и жадность за пазухой не держите. Да и меня порадовали и повеселили Спасибо вам! Жаль только расставаться с таким веселым народцем!
Не могу я вас без подарков отпустить. Одарю я вас своими самоцветами.
Угощает ребят конфетами – самоцветами (леденцы)