Ялина Наталия Ивановна
Литературная викторина по произведениям П. П. Бажова «Путешествие по сказам» в старшей группе
Цель: познакомить детей и родителей с творчеством Бажова П. П и его произведениями «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка».
Задачи:
• расширять кругозор детей через знакомство с творчеством П. П. Бажова;
• систематизировать знания детей о волшебных героях сказов;
• развивать умение работать в команде;
• развивать связную речь;
• активизировать словарь;
• развивать мелкую моторику;
Предварительная работа:
• прочитать детям произведения П. П. Бажова;
Публикация «Литературная викторина по произведениям П, П, Бажова „Путешествие по сказам“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
• провести беседу с детьми о жизни и творчестве П. П. Бажова «Великий сказитель»;
• провести дидактические игры «Герои сказов вокруг нас», «Найди героев сказов», «Узнай сказ по эпизоду»;
• провести игру-драматизацию по сказу «Серебряное копытце»;
• организовать образовательные ситуации «Новое окончание», «Что будет, если…» (развитие речевого творчества);
• провести игровое упражнение «Событийная цепочка» (помочь детям понять образы героев сказов);
• оформить выставку детских рисунков «Мир сказочных героев Бажова»;
Оборудование: экран, слайды из презентации, кроссворд с картинками, фишки, золотые медали с надписью «Знаток сказов П. П. Бажова», музыкальный ряд к фрагментам сказов,картинки к сказкам П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка».
Ход викторины:
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня нас с вами ждет необычное путешествие :
Бывают путешествия по лесам и скалам,
Бывают путешествия по городам и странам,
Много интересного с вами мы узнаем,
В путешествие по книге мы вас приглашаем.
История уральского края связана с именем русского писателя Павла
Петровича Бажова. В январе исполняется 140 лет со дня его рождения.
На экране появляется портрет П. П. Бажова.
Ведущий: Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода –на фотографиях Павел Петрович выглядит старым и мудрым сказочником. Герои его сказок жили в самых неподходящих для сказок местах – на заводах, в горных шах. Родился Павел Петрович на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства его интересовали предания и сказки родного Урала. Когда он стал учителем, он часто бывал на заводах, расспрашивал мастеров и все, что они говорили, записывал в свою тетрадь. Ему были интересны простые уральские мастера, талантливые умельцы, которые создавали сказочные изделия из железа, чугуна и стали.
Сегодня в путешествие по сказам писателя нас приглашает козлик из сказа «Серебряное копытце». А вспомнить сказы Бажова нам поможет игра.
На экране появляется слайд «Козлик Серебряное копытце».
Ведущий: Сейчас мы разделимся на две команды и проведем литературную викторину. Ребята, а как мы с вами можем поделиться на команды. (Дети предлагают и выбираем один из вариантов).
Каждая команда будет получать карточку за каждый правильный ответ. А победит в викторине та команда, которая получит больше.
Задание 1
«Кроссворд»
Ведущий:
Вопрос первый:
Серебряное копытце, когда ножкой бьет, у него искры вылетают. От этой искры огонек загорелся, а там девчонка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, а в руках – платочек, тоже с голуба. Кто это? (Огневушка-Поскакушка.)
На доске появляется кроссворд с закрытыми картинками – ответами.
Ведущий: Первое слово вы уже отгадали, это Огневушка-Поскакушка.
Вопрос второй:
Как звали деда, который всегда разговор занятный вел, рассказывал, а старатели его слушали. (Дедка Ефим.)
Вопрос третий:
Как звали парнишечку, лет так восьми, который со старателями сидел круг огонька в лесу? (Федюнька.)
Вопрос четвертый:
Откуда выскочила Огневушка-Поскакушка? (Из костерка.)
Вопрос пятый:
Был такой знак, где такая Огневушка-Поскакушка покажется, там и найдут что-то. Что? (Золото.)
Вопрос шестой:
В сказе сказывается – «Огневушка-Поскакушка у большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула, и вдруг ее не стало. Кто-то заухал, захохотал. Кто? (Филин.)
Вопрос седьмой:
Как называется дерево, где последний раз показалась Огневушка-Поскакушка Федюньке и золотины подкинула? (Береза.)
Задание 2.
«Иллюстрация к сказу»
Ведущий:Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова. А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею посмотреть иллюстрации к сказам. Внимательно посмотрите и скажите, к какому сказу какая иллюстрация относится.
На доске появляются иллюстрации к сказам.
Команды рассматривают картины, называют сказ.
Затем ведущий читает строки из сказов к изображенным сюжетам.
Ведущий:
1. «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка – кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит». («Серебряное копытце».)
2. «Одно показалось им непривычным: идет, как плывет, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от нее золотое облачко колышется, с левой – черное».(«Голубая змейка».)
3. «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик веселый да ласковый. Она и говорит: – Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми: гляди, какая хорошая». («Серебряное копытце».)
4. Девчонка сперва по уголькам круги давала, а потом,-видно, ей тесно стало, пошире пошла. Старатели отодвигаться дорогу дают, а девчонка,как круг пройдет, так и подрастет маленько. (Огневушка – Поскакушка»)
Задание 3.
«Из какой сказки слова»
Ведущий: Угадайте, из какой сказки слова …
1. «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка-Поскакушка.)
2. «Весь балаган горит – переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце.)
3. «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка.)
Музыкальная пауза
Задание 4.
Метод наглядного моделирования – мнемотехника.
На доске вывешиваются мнемосхемы по сказкам.
Ведущий: по условно-наглядным схемам, которые изображены на доске определите сказы :
«Огневушка-Поскакушка» – мальчик, костер, филин, золото, лопата;
«Голубая змейка» – гребешок, конь, два мальчика, золото, корзинка с ягодами, мешок;
«Серебряное копытце» – девочка, дедушка, домик, кошка, козлик.
Задание 5.
«Подбери пословицы к сказам».
Ведущий: Ребята, а знакома ли вам мудрость народная. Посмотрите на эти камни самоцветы, которые выбивает козлик Серебряное копытце.
На доске – разной величины камешки с буквами.
Ведущий: Разложите эти камни от самого крупного до самого мелкого так, чтобы получилась пословица, прочитайте ее.
Дети выполняют задание и получают половицу.
Доброе дело два века живет.
Ведущий: Молодцы, ребята! Как вы понимаете эту пословицу? Какие пословицы вы еще знаете?
(С добрым словом жить в радости. Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Где тепло, тут. Добро творить – себя веселить! Черствое сердце не знает благодарности. Где хотенье, там и уменье. Копнешь, так и найдешь и
т. д.)
Ведущий подводит итоги викторины.
Ведущий: Ребята, сегодня мы вспомнили много сказов Павла Петровича Бажова, побывали в литературном путешествии, которое организовал нам козлик Серебряное копытце. Сейчас мы определим, какая команда набрала больше фишек и победила.
Ведущий вручает детям золотые медали с надписью «Знаток сказов П. П. Бажова»