Ольга Бердюгина
Сборник игр по речевому развитию для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учре-ждение
города Нижневартовска
детский сад № 45 «Искорка»
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИ
РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО»
Автор-составитель:
Бердюгина О. Н. –воспитатель высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
Содержание:
1. Введение стр. 3
2. Описание игр стр. 4
3. Литература стр. 12
Введение.
Публикация «Сборник игр по речевому развитию для старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки детей к обучению в школе. Развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происхо-дит через познание окружающего мира. А речь, как способ выражения от-ношения ребенка к окружающему миру, является инструментом в его по-знании. Каждый человек обладает определенным уровнем интеллекта. И этот уровень интеллекта определяется, в частности и тем, каким образом он может донести свои мысли до собеседника. Я считаю, что в наш век прогрессивных технологий каждый гражданин нашей страны должен вла-деть грамотной речью. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами техническо-го прогресса, чем друг с другом.
Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активи-зации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уде-лять словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выра-зительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность
Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматиче-ской правильности речи, интонационной выразительности и, главное, раз-витие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельно-сти.
«Кто быстрее?»
Педагог произносит какое-либо слово (существительные, конкретные и абстрактные, глаголы, прилагательные, наречия, в ответ дети называют слово, которое первым пришло им в голову. Например, бабочка - краси-вая, дерево - сухое, стоит - столб, петь - песню, сердитый - папа, высоко - лететь и т. п. Фишку получает ребенок, который быстрее произнесет слово. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребенка и определяется победитель.
«Пара к паре»
Детям предлагается закончить начатое предложение, одним словом по аналогии. Например, «огурец - овощ, а ромашка. (цветок); помидор - огород, а яблоко. (сад); телефон - ухо, а телевизор. (глаз)».
«Домашние животные»
Из предложенных слов дети выбирают название домашнего живот-ного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно про-водить по темам «Транспорт» (только воздушный, «Овощи» (только красные, «Фрукты» (только круглые) и др.
«Подбор прилагательных»
Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенно-му объекту, например: стол - деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т. п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем другие.
«Любопытный»
Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому-либо иг-року и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Какой?», «Когда?», «Зачем?» и т. п. Задача играющих - отвечать как можно скорее. Например, объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, розовый, ранним утром. Если ребенок затрудняется с ответом, «любопытный» об-ращается к другому участнику. За быстрый ответ игрок награждается фишкой.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Взрослый или ребенок называет слово и бросает мяч одному из де-тей. Тот вспоминает слово, противоположное по значению, и бросает мяч обратно. Например: одеть (раздеть, дать (взять, поднять (опустить) и т. п. Аналогично проводятся игры на подбор синонимов («Слова-приятели», «На что похоже?» и т. п.).
«Закончи предложение»
По кругу передается флажок, и тот, у кого он в руках, должен за-кончить предложение ведущего. Например: «Я надела теплую шубу, что-бы. Мы зажгли свет, чтобы. Мы полили цветы, чтобы.» и т. д.
«Кто скажет больше?»
Детям предлагается составить длинное предложение сначала из че-тырех, потом из пяти и более слов. Выигрывает тот, у кого в предложении окажется больше всего слов.
«Телефонный разговор»
Ребенок или педагог говорит что-то по телефону (шепотом) одному из детей (используются только простые предложения, например: «Даня, принеси твою машину» или «Сегодня плохая погода». Тот, кому «звони-ли» по телефону, громко повторяет то, что ему сказали, например: «Ваня сказал мне, чтобы я принес мою машину» или: «Оля сказала, что сегодня плохая погода».
«Импровизация»
Педагог предлагает детям составить рассказ, добавляя начатый им текст, например: «Однажды летом была хорошая. и мы с семьей поехали на. Там мы. Приехали домой.». Детям разрешается выкрикивать слова, по-ощряется несколько вариантов у одного ребенка. Самые активные награждаются звездочками.
«Сочиним историю» или «Сказка по кругу»
Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-были.», следую-щий ребёнок продолжает и так далее по кругу.
«Шкатулка сказок»
В цветную коробку складывают различные предметы. Ребенок вытас-кивает один из них и начинает сочинять сказку или историю о нем. Произ-неся первое предложение, передает предмет следующему, который приду-мывает второе предложение, и т. д. Сказка становится результатом коллек-тивного творчества детей; при этом актуализируется лексика, развивается связная речь.
«Новая история»
Педагог объявляет детям, что они все вместе будут сочинять исто-рию. Он составляет несколько предложений, первый ребенок продолжает, и так по очереди. Например: «Однажды утром встретились ежик и белка. Они решили найти самое лучшее грибное место в лесу. Гуляли-гуляли они по лесу и увидели под елкой большой гриб. Обрадовались белка и ежик. Подбежали к елке. Смотрят - а это не гриб, а маленький гномик».
«Закончи предложение»
(употребление сложноподчинённых предложений)
Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)
Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)
Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
«Режим дня»
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рас-смотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
«Кому угощение?»
(употребление трудных форм существительных)
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепу-тать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«Назови три слова»
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замед-ляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) мо-жет скакать? И т. д.
«Кто кем хочет стать?»
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».
«Зоопарк»
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая, их друг другу. Каж-дый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен от-гадывать описываемое животное.
«Сравни предметы»
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий дета-лей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные кар-тинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной ве-щи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
Ребё нок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
Ребё нок: «А мой - тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
Ребё нок: «А мой - красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
Ребё нок: «А у этого - один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах - узор из цветов».
Ребё нок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
Ребё нок: «А этот одевают для работы в мастерской».
«Кто кем был или что чем было»
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (ик-ринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д.?
«Назови как можно больше предметов»
(активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, кото-рые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто пра-вильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не по-вторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
«Подбери рифму»
(развивает фонематический слух).
Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве. (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
«Назови части предмета»
(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).
Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
I вариант: дети по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
«Игра с подзорной трубой»
(упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия)
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в `подзорную трубу` и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава.
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
«Кто в кружочке живет?»
(учить детей производить замену выделенных объектов схемами)
Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 - 30 см, фломастер одного цве-та (например, синий).
Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины `живет` в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.
Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.
«Ищу родственников»
(учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями)
Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному класси-фикационному принципу:
1). Природный мир - рукотворный мир;
2). Живая - неживая природа;
3). Целое - частное;
4). По месту нахождения;
5). По выполняемой функции.
Например:
1). Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко - природный мир.
Будка, миска, дом, веревка - рукотворный мир.
2). Собака, щенки, трава - живая природа.
Небо, земля - неживая природа.
3). Крыша, труба, окна, стены - дом.
Голова, туловище, ноги, хвост - собака.
4). Береза, ель, кусты, трава - опушка леса.
Собака, щенята, будка, пища - лужайка перед домом.
5). Дом, будка - здание, сооружение.
Миски глубокая и мелкая - посуда.
«Ищу друзей (недругов)»
(установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изоб-раженными объектами на уровне `хорошо - плохо`; развитие связной речи; упраж-нение в использовании предложений со сложноподчинительной связью).
Игровое действие: поиск `друзей (недругов)` применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвеча-ли, развернуто и доказательно.
Примеры:
• Собака - дом.
Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку.
• Веревка - собака.
Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторо-жить собака`.
«Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»
(учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физи-ческих связей; подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано; упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру).
Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из иг-ры «Кто в кружочке», фломастеры контрастных цветов.
Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не по-вторяя друг друга.
При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.
Например:
Щенок - ель.
Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы рас-ти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю`.
Игра `Живые картинки`
Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном простран-стве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Ход игры: каждый ребенок `превращается` в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
Каждая `живая картинка` предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построе-ния всех детей-объектов на ковре.
Пример игры:
Распределение ролей: дом - Оля, будка - Лена, собака - Вася, ель - Оксана,
веревка - Федя.
Дом-Оля: «Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щеня-тами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подаль-ше от края».
Будка - Лена: «Позади меня дом, а впереди - собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом».
Ель - Оксана: «На картине я нахожусь далеко, дальше дома - в лесу. На ковре я встану позади дома».
Собака - Вася: «Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой».
Веревка - Федя: «Я - веревка и соединяю будку и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и собакой».
«К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
(учить представлять различные звуки и передавать свои представления в за-конченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предпола-гаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины).
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно пред-ставить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Соста-вить диалоги «от имени» объектов.
Примерные варианты рассказов:
1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: `Грызи кость по-лучше, точи свои зубки. Молодец! Не то, что твои братцы, которые только и знают, что играть».
«К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
(учить детей представлять возможные осязательные ощущения при вооб-ражаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их спе-цифические признаки и составлять законченный рассказ).
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ `Я ощущаю руками и лицом`.
Пример рассказа:
«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки - жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле - жестко и больно».
«К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»
(учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине; уточнить представ-ления о способах и продуктах питания; побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики).
Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относя-щиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит - не любит, вкусно - невкусно, сытый - голодный и т. п., и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе `Что мне вкусно и невкусно` (с точки зрения выбранного на картине объек-та).
Примеры рассказов:
1. «Я - рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых - жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня - это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный».
2. «Я - ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно».
«Подбери такое же по цвету»
(упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах).
Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.
Например:
Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т. п. ( Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)
«Сравни по форме»
(упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выде-ленную форму в предметах окружающего мира).
Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.
Составление открытых загадок.
«Сравни по материалу»
(упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира).
Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображен-ный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружаю-щей среде.
Литература:
Алтухова Н. Г. Научитесь слушать звуки. – СПб., 1999.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Развитие диалогического общения. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Формирование граммати-ческого строя речи. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста М., 1987.
Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. М., 1978.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. — М. : Мозаика-Синтез, 2005
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М. : Мозаи-ка-Синтез, 2005.
Максаков А. И. Учите, играя М., 1983.
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией М. А. Васильевой В. В, Гербовой, Т. С. Комаровой. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Селиверстов В. Речевые игры с детьми. — М. : «Владос», 1994.
Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 2000.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем