Пырьева Светлана
ОД по речевому развитию по рассказу Г. Скребицкого, В. Чаплиной «Как заяц зимой живет» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по рассказу Г. Скребицкого, В. Чаплиной «Как заяц зимой живет».
Цель. Создание условий для осознанного восприятия детьми текста произведения, понимания смысла рассказа, формирования активной читательской позиции.
Задачи.
Обучающие: продолжать учить слушать и осознанно воспринимать текст произведения о природе;
расширять представления детей о жизни диких животных;
Публикация «ОД по речевому развитию по рассказу Г, Скребицкого, В, Чаплиной „Как заяц зимой живет“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скребицкий Г. А.
- Старшая группа
- Темочки
пополнять словарный запас детей;
учить детей составлять загадки.
Развивающие : развивать любознательность, познавательную активность, воображение, ассоциативное мышление, связную речь детей.
Воспитательные:вызывать у детей желание слушать произведения художественной литературы о природе, воспитывать ответственное отношение к природе;
воспитывать размышляющего, думающего читателя;
мотивировать детей на успешную деятельность;
воспитывать чувство сопереживания и эмоциональную отзывчивость.
Словарная работа. Лютая стужа, овражек, стог сена.
Интеграция образовательных областей. Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Используемые образовательные технологии. Технология продуктивного чтения-слушания ( приемы: мотивирование детей на слушание произведения, комментированное чтение, игровая (прием-словесная игра «Правда или ложь?», здоровьесберегающая (прием-физминутка, технология обучения детей составлению загадок.
Виды детской деятельности. Совместная деятельность - игровая, коммуникативная, восприятие художественного произведения, двигательная.
Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, аудиозапись «Звуки зимнего леса», фломастеры, книга, коробка, в которой лежат ветки, сено, кора; заготовка таблицы для составления загадок.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель. Я очень рада видеть вас, ребята! Меня зовут Светлана Геннадьевна. Давайте улыбнемся друг другу и гостям, поднимем наши ладошки и поздороваемся со всеми.
(Дети, приветствуя гостей, машут ладошками.)
Ребята, когда я к вам собиралась, один мой знакомый попросил передать кому-то посылку. А кому я не запомнила, потому что очень к вам торопилась, невнимательно слушала. (Достаю посылку.) Написано, что посылка от Ивана Петровича. Куда: В зимний лес. Кому:… А дальше невозможно прочитать. Для кого же эта посылка как вы думаете?
Давайте откроем ее и посмотрим, что там лежит, может быть, тогда догадаемся, кого хотел порадовать мой знакомый в зимнем лесу. (Достаю из посылки сено, веточки, кору деревьев). Интересно. Есть у вас ребята предположение для кого это все?
Ответы детей.
Я, кажется, знаю, где мы сможем найти ответ. У меня есть книга Георгия Скребицкого и Веры Чаплиной, которые написали много интересных рассказов о лесе и его обитателях. Давайте прочитаем один рассказ, который поможет нам ответить на вопрос: «Для кого же эта посылка?»
2. Основная часть.
Чтение с комментированием.
Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались.
Уточнение значения словосочетания «лютая стужа». –Что такое лютая стужа? Когда так говорят? (Когда на улице сильный мороз, холод.)
А у зайца нет ни норы, ни гнезда.
-Где же живет заяц? (Предположения детей.) Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке- тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу - попробуй-ка разгляди!
Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться.
-Что ест заяц в лесу? (Предположения детей.)
Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как наметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует.
-Зачем заяц приходит в деревню? (Предположения детей.)
Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сено дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.
Обсуждение.
Воспитатель. О чем этот рассказ?
Дети. О том, как заяц живет зимой.
Воспитатель. Как бы вы назвали этот рассказ?
Ответы детей.
Воспитатель. Георгий Скребицкий и Вера Чаплина назвали рассказ «Как заяц зимой живет.» Ребята, давайте проверим внимательно ли вы слушали рассказ, поиграем в игру «Правда или ложь».
Правда ли, что дом зайца называется гнездо?
Дети. Нет, у зайца нет дома.
Воспитатель. Правда ли, что белая шубка помогает зайцу прятаться от врагов?
Дети. Да. Белого зайца на снегу не видно.
Воспитатель. Правда ли, что заяц днем спит?
Дети. Да.
Воспитатель. Правда ли, что заяц в лесу питается морковкой и капустой?
Дети. Нет. Он ест сено, траву, кору и ветки деревьев.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас давайте представим. Как холодно и страшно зайцам в зимнем лесу.
(Включаю музыку «Звуки зимнего леса». Провожу физминутку.)
Физминутка.
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись. (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Убегают на стулья)
Воспитатель. Да, ребята, нелегко приходится зайцам зимой. Хорошо, что мы с вами выяснили, кому предназначалась посылка. Ребята, у меня такое предложение: давайте положим в посылку и от нас подарок для зайцев. Составим сами загадку про зайца.
(Достаю лист бумаги, который вертикальными линиями разделен на три части. В первой колонке нарисован заяц. Во второй - символами будем отмечать внешние особенности. В третьей -предметы или живые существа с такими же свойствами. Соединяем изображения второй и третьей колонок, используя конструкцию «но не».)
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Теперь я могу передать посылку, спасибо, что помогли мне разобраться для кого она. Мне очень приятно было с вами познакомиться. Ребята, а вам понравилась наша встреча? Может быть кто-то узнал что-то новое?
Ответы детей.