Наталья Хряпина
Анализ использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире система дошкольного образования в условиях внедрения новых стандартов затрагивает инновационные процессы и является основой раскрытия потенциальных способностей и возможностей каждого ребёнка. Современная образовательная политика, развитие дошкольного образования, переход на новый качественный образовательно-воспитательный уровень не может осуществляться без разработки, внедрения и анализа использования инновационных технологий.
Публикация «Анализ использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Инновационные педагогические технологии в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ориентированы, в первую очередь, на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения. Именно речевое развитие дошкольников рассматривается сегодня авторами различных программ, технологий, исследователями, практиками как доминанта становления социально-коммуникативной культуры в системе дошкольного образования 2, 114.
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область 3.
В связи с этим в условиях внедрения и реализации новых образовательных стандартов дошкольного образования, решение речевых задач осуществляется непосредственно в процессе организации детской деятельности (игры, труда, детского исследования, экспериментирования и т. д., что и предполагает использование инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста.
С целью анализа использования инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО, нами на базе МАДОУ г. о. Саранск «Центр развития ребенка – детский сад № 7» было проведено социологическое исследование. Основным методом исследования определен опрос экспертов, в качестве которых выступили воспитатели данного учреждения – 8 человек, имеющие высшее образование, стаж работы которых составляет более 3 лет.
По мнению экспертов, на природу речевого развития ребенка дошкольного возраста влияют следующие моменты (при возможности выбора несколько вариантов ответов) :
1) речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности – 57 %;
2) развитие речи, овладение ребёнком языком связано с различными линиями психического развития (развитие мышления, воображения, памяти, эмоций) - 55 %;
3) ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придаёт речи творческий характер - 42 %.
Организация речевого развития детей в воспитательно-образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. На вопрос, какие из перечисленных современных технологий речевого развития детей дошкольного возраста Вам известны, нами были получены следующие результаты (при возможности выбора несколько вариантов ответов) : 1) проектная деятельность – 51 %; 2) исследовательская деятельность – 54 %; 3) игровые технологии – 100 %; 4) информационно-коммуникационные технологии – 68 %; 5) технология проблемного обучения - 53 %.
В современных изменяющихся условиях педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий речевого развития детей, но и эффективно их внедрять. В своей практической деятельности эксперты используют следующие современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста 1) проектная деятельность – 43 %; 2) исследовательская деятельность – 47 %; 3) игровые технологии – 100 %; 4) информационно-коммуникационные технологии – 65 %; 5) технология проблемного обучения - 51 % (рисунок 1).
Рисунок 1 — Ответы экспертов на вопрос «Какие из перечисленных современных технологий речевого развития детей дошкольного возраста Вы используете в своей практической деятельности?»
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор инновационных педагогических технологий, которые не только соответствовали возрастным возможностям детей, но и обеспечивали бы возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Умелое использование приемов и методов успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
По мнению экспертов, при выборе технологий речевого развития детей дошкольного возраста необходимо ориентироваться на следующие требования (при возможности выбора несколько вариантов ответов) :
1) ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи – 42 %;
2) содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности – 39 %;
3) технология должна носить здоровьесберегающий характер – 40 %;
4) основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком – 41 %;
5) реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей – 38 %;
6) организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей - 46 % (рисунок 2).
Рисунок 2 — Ответы экспертов на вопрос «На какие требования необходимо ориентироваться при выборе технологий речевого развития детей дошкольного возраста?»
Педагогические технологии речевого развития дошкольников могут не только изменять процессы воспитания и обучения, но и совершенствовать их. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении 1, 56.
Согласно мнению экспертов, основными критериями современных технологий речевого развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО, является 1) концептуальность – 35 %; 2) системность – 67 %; 3) управляемость – 34 %; 4) эффективность – 63 %; 5) воспроизводимость – 48 % (при возможности выбора несколько вариантов ответов).
Таким образом, целенаправленная систематическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет, на наш взгляд, к положительной динамике показателей развития речи детей дошкольного возраста.
Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников могут помочь в формировании интеллектуально грамотной, самостоятельной, продуктивно мыслящей, творческой, развитой личности.
Литература
1. Бизикова, О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах : учеб. пособие / О. А. Бизикова. - 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с.
2. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста : учеб. пособие / С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 203 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. – Режим доступа : https://ped-kopilka.ru