Ариадна Анатольевна
Тезисы «Сборник интегративных тематических проектов, направленных на развитие любознательности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематические интегративные проекты как средство для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста
Савина Ариадна студентка 31 ДО группы
Специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Адрес электронной почты: ariadnasavina@mail.ru
Публикация «Тезисы „Сборник интегративных тематических проектов, направленных на развитие любознательности старших дошкольников“» размещена в разделах
На современном этапе развития системы образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одной из важнейших задач выступает развитие у детей любознательности. Это связано с тем, что она играет важную роль в процессе развития ребенка, в его познавательной деятельности [5]. В ООП ДО, в области познавательного развития, выделяются следующие основные задачи образовательной деятельности: развитие любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей [4]. Все это на нормативно-правовом уровне подчеркивает актуальность разработки и создания педагогических условий для развития любознательности.
Любознательность – это «сложное чувство любви к знаниям», возникающее в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания [6]. Вопросом формирования любознательности занимались многие психологи и педагоги, такими как А. А. Абдуллаев, М. Ф. Беляев, Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн и др. В старшем дошкольном возрасте проявления любознательности у многих детей являются достаточно выраженными. О них свидетельствуют следующие критерии: наличии интереса к окружающим объектам, продуктивность и речь [7]. Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста необходимо организовывать с учетом ряда условий: обогащение предметно-развивающей среды, организация систематической поисковой деятельности и опытов, формирование положительного отношения к деятельности, несущая познавательную функцию, а также решающее значение имеет интеграция разных видов детской деятельности.
Все эти условия можно соблюсти при такой форме работы с детьми как
интегративные тематические проекты. Метод интегративной проектной деятельности, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний. Он не является принципиально новым в мировой педагогике, зародился в конце XIX века усилиями американских педагогов-новаторов У. Килтпатрика, Э. Коллингса Е. Пархерст и основывался на теоретических позициях философа-прагматика Джона Дьюи [2].
Интегративные проекты – совокупность учебно-познавательных приемов из разных образовательных областей, дополняющие друг друга, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Тематическая проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса, связанный с определенной тематикой.
Таким образом, интегративная тематическая проектная деятельность позволяет: объединять в работе и детей и взрослых; ребенку интегрировать знания из разных образовательных областей, из разных научных подходов; проявить творчество, инициативу, развивает спектр представлений ребенка, обогащает его кругозор, формирует умения в разных областях деятельности.
У ребенка, работающего над проектом, создаются благоприятные условия для развития любознательности. Чем больше ребенок узнает о разных объектах, явлениях тем больше у него возникает вопросов, на которые он ищет ответы. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте усложняются виды деятельности, которыми занимается ребенок в рамках проектов, и активно развиваются новые виды деятельности, в частности, поисковая деятельность и опыты.
Интегративные тематические проекты не так давно внедряются в дошкольные образовательные учреждения, программ и методических пособий по данному виду деятельности не так много, поэтому возникла необходимость создать данную методическую разработку по теме: «Сборник интегративных тематических проектов как средство для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста».
Для начала дадим определение: сборник – это книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы.
Разработанный сборник интегративных тематических проектов – методическое пособие, материалы педагогических проектов, ориентированных на детей старшего дошкольного возраста. Он имеет познавательно-речевую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, коррекционно-развивающую направленность.
Цель данного сборника –– разработка и систематизация тематических интегративных проектов, направленных на развитие любознательности старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
Интегративные тематические проекты, представленные в подборке – это вариативные разнообразные по содержанию и объему виды проектов, выполняемые воспитателем совместно с детьми и родителями, которые способствуют развитию любознательности.
Сборник разработан в соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО [1]. Примерный перечень тем интегративных тематических проектов из цикла «Времена года» : осень, зима, весна, лето.
Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение сборника интегративных тематических проектов при соблюдении ряда условий будет способствовать развитию любознательности у старших дошкольников.
Список литературы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года
2. Леонтьева С. В. Современный детский сад: Cборник педагогических проектов / под ред. А. А. Ильясовой, Е. А. Омельченко. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – 94 с.
3. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. Зима-чародейка. – М., Цветной мир, 2013. – 96 с.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2013.
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования /Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
6. [Электронный ресурс] Богославская Е. А. Диагностика и развитие любознательности у учащихся, 2015 – Диссертация по книге Крутецкого В. А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия / В. А. Крутецкий. – М., 1995. – Т. 2. URL : https://www.dissercat.com/content/diagnostika-i-razvitie-lyuboznatelnosti-u-uchashchikhsya (дата обращения 19.03.2018)
7. [Электронный ресурс] Басько Е. Ф. Развитие любознательности детей 6-8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования, 2016 – Диссертация по книге Проколиенко Л. Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л. Н. Проколиенко. Киев: Рад. школа, 1979. 88 с. URL : https://www.dissercat.com/content/razvitie-lyuboznatelnosti-detei-6-8-let-v-sisteme-nepreryvnogo-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshg (дата обращения 19.03.2018)