МААМ-картинки

Образовательная деятельность по речевому развитию для старших дошкольников на тему «Осень»

Пырьева Светлана
Образовательная деятельность по речевому развитию для старших дошкольников на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Создание условий для речевой активности детей.

Задачи.

Обучающие: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук, делить слова на слоги;

упражнять в умении составлять предложение;

упражнять в умении образовывать однокоренные слова, образовывать имена прилагательные от существительных;

обогащать словарь детей по теме «Осень».

Развивающие : развивать, речь, мышление, воображение, внимание, ассоциативное мышление, фонематический слух.

Публикация «Образовательная деятельность по речевому развитию для старших дошкольников на тему „Осень“» размещена в разделах

Воспитывающие:воспитывать чувство сопереживания и эмоциональную отзывчивость;

вызывать желание говорить правильно и красиво;

формировать инициативность, самостоятельность,

мотивировать детей на успешную деятельность.

Интеграция образовательных областей. Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы.

Словесный (вопросы, пояснения, беседа, наглядный (картина, схемы, игровой (организация игровой ситуации, дидактические игры «С какого дерева лист?», «Найди слово на заданный звук», подвижная речевая игра, практический (составление предложений по схеме, распределение слов по количеству слогов, метод составления загадок, наглядно-слуховой (слушание музыкального произведения)

Словарная работа. Листопад, пасмурное небо, охапка, грибник, грибной.

Предварительная работа. Наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе, рассматривание репродукций картин с осенними пейзажами, чтение произведений художественной литературы об осени.

Оборудование. Переносная доска, корзина, фломастеры.

Демонстрационный материал. Картина «Грибники» (формат А3, листья деревьев, схема предложения, схемы слов, прикрепленные к бумажным плоским корзинам, карточки с изображением грибов, заготовка таблицы для составления загадки, магнитофон.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, начался новый день. Давайте подарим друг другу улыбки, пусть наши улыбки дадут нам заряд бодрости и хорошего настроения на весь день. (Дети улыбаются друг другу.)Алиса приготовила для нас подарок, она хочет рассказатьстихотворение Евгения Авдиенко «Письмо». Давайте послушаем?

(Ребенок рассказывает стихотворение.)

Непоседа – ветерок

У куста сорвал листок.

Долго с листиком вертелся,

Над деревьями кружил.

А потом мне на колени

Желтый листик положил.

Тронул холодом лицо:

«Получите письмецо!

Это вам прислала Осень

И еще охапку желтых,

Красных, разных писем

Бросил.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам ветерок тоже принес от осени листья. (Достаю листья из корзины.) Красивые листья?

Дети: Да.

Воспитатель: А еще какие они?

Дети: Желтые, красные, золотые, разноцветные, пестрые, осенние, резные, яркие, опавшие, большие и т. д.

Воспитатель: Ребята, листья – то все разные! С каких же они деревьев? Поможете мне разобраться?

Дети: Да.

(Проводится дидактическая игра «С какого дерева лист?». Показываю по одному листку.)

Воспитатель: С какого дерева этот лист?

Дети: С березы.

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Березовый.

Воспитатель: Этот лист…

Дети: С рябины - рябиновый, с черемухи – черемуховый, с тополя – тополиный, с клена – кленовый, с дуба - дубовый.

Воспитатель: Ребята, на кленовом листочке осень написала для нас письмо. Что же она нам пишет? Прочитаем? (Читаю.)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Дел у меня не мало. Я стараюсь окрасить яркими красками парки, сады и леса. Но все равно про меня говорят «унылая пора», ругают меня за грязь и слякоть. Мне от этого грустно и совсем не хочется ничего делать. Ребята, помогите мне поднять настроение. Поиграйте в мои игры, выполните мои задания, покажите, что я нравлюсь вам. Тогда я возьму свои краски и кисти и снова пойду украшать природу.

Осень

Ребята, поможем осени?

Дети: Да, поможем.

2. Основная часть.

Воспитатель: Ветерок передал нам от осени картину. (Достаю из корзины, прикрепляю на доску.)

Какое время года изображено на картине?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие признаки осени вы видите на картине?

Дети: Листья на деревьях разноцветные, трава желтая, листопад – на траве лежат листья с деревьев, небо пасмурное, серое, хмурое, на полях убирают урожай, в лесу выросли грибы, на улице прохладно, потому что дети в куртках, шапках, сапогах.)

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами оказались в этом лесу. Что мы можем услышать?

Дети: Шелест листьев под ногами, листочков на деревьях, белка по веткам скачет, плеск воды, работу мотора трактора и т. д.

Воспитатель: Какие запахи можем почувствовать?

Дети: Запах листьев, грибов, реки и т. д.

Воспитатель: Ребята. Как думаете, вы внимательные?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы проверить насколько вы внимательные, Осень предлагает нам поиграть. Поиграем?

Дети: Да.

Воспитатель: Но сначала давайте вспомним какие есть звуки речи?

Дети: Те, которые умеют петь и которые не умеют.

Воспитатель: Какие звуки речи умеют петь? Сколько их всего?

Дети: Их шесть. У, А, И, Ы, Э, О.

Воспитатель: Можем ли мы увидеть звуки?

Дети: Нет. Мы их произносим и слышим.

Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на картину и назовите слова, которые на ней есть, начинающиеся на звук М.

Дети: Мухомор, машина, мальчик.

Воспитатель: Слова, которые начинаются на звук Т.

Дети: Трава, туча, трактор.

Воспитатель: На звук К.

Дети: Корзина, куртка, колесо.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

Кого мы видим на первом плане картины?

Дети: Детей.

Воспитатель: Что они делают?

Дети: Собирают грибы.

Воспитатель: Давайте составим предложение про детей. Из чего состоит предложение?

Дети: Из слов.

(Достаю из корзины схему предложения из трех слов, прикрепляю на доску.)

Воспитатель: Сколько слов будет в нашем предложении?

Дети: Три.

Воспитатель: Какое у вас получилось предложение?

Дети: Дети собирают грибы.

Воспитатель: Вы знаете, как называют людей, которые собирают грибы?

Дети: Грибники.

Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже будем грибниками.

Проводится физминутка.

На поляне дуб зеленый (поднимают руки вверх, разводят пальцы)

Потянулся к небу кроной. (тянутся на носочках)

Он на ветках среди леса (покачивают руками)

Щедро желуди развесил.

А внизу грибы растут, (наклоняются вперед)

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся, (собирают «грибы»)

За грибами наклоняйся.

Воспитатель: Замечательные мы грибники, много грибов собрали. Я нашла маленький гриб. Как можно его ласково назвать?

Дети: Грибок, грибочек.

Воспитатель: Дети принесут грибы домой, мама сварит суп с грибами. Как можно назвать такой суп?

Дети: Грибной.

Воспитатель: Осень приготовила для вас еще одно задание. Посмотрим? (Достаю из корзины картинки с изображением грибов.) Вы знаете, как называются эти грибы? (Показываю по одной картинке.)

Дети: Груздь, рыжик, лисичка, мухомор, боровик.

Воспитатель: Поможем детям разложить грибы по корзинам? (Достаю три корзинки, на которых прикреплены модели слов с одним слогом, двумя и тремя.) В первую корзину надо положить гриб, в названии которого одна часть, во вторую – две части, в последнюю – три.

Дети, по желанию, по одному подходят и выполняют задание, деля слова при помощи хлопков. Последней остается картинка с мухомором.

Воспитатель: В какую корзинку мы положим этот гриб?

Дети: Его не надо класть в корзинку, это ядовитый гриб.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Осень радует нас урожаем овощей, фруктов, ягод, грибов. Давайте тоже порадуем Осень, придумаем для нее загадку, ну, например, про рыжик. (Достаю лист бумаги, который вертикальными линиями разделен на три части. В первой колонке нарисован рыжик. Во второй - символами будем отмечать внешние особенности. В третьей – предметы или живые существа с такими же свойствами.)

Что мы можем сказать про рыжик? Какой он? Что у него есть?

Дети: Рыжий, оранжевый, у него одна ножка, шляпка, маленький.

Воспитатель: что еще может быть такого же цвета?

Дети: Морковка, белка, лиса.

(Выбираем один вариант, фиксируем в третьей колонке напротив оранжевого пятна, которое во второй колонке.)

Воспитатель: Что еще может быть с одной ножкой?

Дети: Зонт, столб и т. д.

(Фиксируем напротив символа, обозначающего одну ножку.)

Воспитатель: Что или кто может быть маленьким?

Дети: Гномик и т. д.

(Фиксируем.)

Прошу кого – то из детей «прочитать» загадку:

Рыжий, но не белка.

На одной ножке, но не зонт.

Маленький, но не гномик.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем музыку, которая поможет нам почувствовать какое настроение у Осени стало сейчас.

(Включаю магнитофон. Музыкальное произведение В. Афанасовой, Е. Антошиной «Веселая осень».)

Воспитатель: Какая музыка по настроению?

Дети: Веселая. Значит и у осени тоже веселое, радостное настроение.

Воспитатель: Я тоже считаю, что мы смогли порадовать Осень. Мы справились со всеми ее заданиями, показали, что мы рады приходу Осени. Она не будет грустить, а с новыми силами пойдет украшать природу.

Публикации по теме:

Интегрированная образовательная деятельность по физическому воспитанию для старших дошкольников «Увлекательное путешествие»Интегрированная образовательная деятельность по физическому воспитанию для старших дошкольников «Увлекательное путешествие» Цель: Дать представление о компонентах здоровья; - Закрепить знания детей о здоровье, здоровом образе жизни; - Развивать у детей сопереживание,.

Итоговая образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию «Весна-красна» Итоговая образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию «Весна-красна» Елена Щипакина Итоговая образовательная деятельность.

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе «В лес за любимыми сказками» Программное содержание Образовательные задачи: Учить составлять рассказ о зиме, используя мнемодорожку. Учить согласовывать прилагательное.

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию «Все профессии важны!» (подготовительная группа) Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию на конкурс (20 минут) подготовительная группа. Тема: «Все профессии важны!».

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему «Золотая осень» Программное содержание: 1. Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей об сени; 2. Формировать у детей представления об осени,.

Образовательная деятельность на тему «Золотая осень» в средней группе Цель: учить детей изображать золотую осень. Программное содержание и виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная,.

Образовательная деятельность по развитию речи «Осень наступила» Образовательная деятельность по развитию речи. Тема: «Осень наступила» Возраст воспитанников: младший дошкольный возраст. Виды деятельности:.

Организованная образовательная деятельность по по речевому развитию в старшей разновозрастной группе «Весна» Программное содержание: • Формировать у детей понятие о последовательности преобразований в природе с наступлением весны, расширять представления.

Непрерывная образовательная деятельность на тему «Осень» (средняя группа) Государственно бюджетное дошкольное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественному.

Совместная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшей группы «Здравствуй, весна!» Совместная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшей группы «Здравствуй, весна!» Цель: автоматизировать звук [с].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по речевому развитию для старших дошкольников на тему «Осень»
Опубликовано: 9 января 2019 в 16:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная деятельность по речевому развитию для старших дошкольников на тему «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Пырьева Светлана (УИ 1785498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД