Папки-передвижки

Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

Наталья Печенева
Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучиками и пр., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр [18].

Публикация «Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников» размещена в разделах

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [9, 204].

Дидактическая игра выступает как многоречивое, сложное, педагогическое явление: дидактическая игра это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, а также она является средством разностороннего развития ребенка. Такие игры способствуют:

– росту познавательных и умственных способностей, что включает в себя: получение новых знаний, их обобщение и закрепление, расширение представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

развитию памяти, внимания, наблюдательности;

развитию умений выражать свои мысли, делать умозаключения;

развитию речи детей : пополняют и активизируют словарь;

– социально-нравственному развитию детей : в таком-то роде в игре дети познают взаимоотношения между детьми, взрослыми, а также объектами живой и неживой природы.

Схему дидактической игры образуют главные и вспомогательные компоненты. Главными компонентами являются дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К вспомогательным компонентам относится сюжет и роль.

Проведение дидактической игры включает в себя:

1) ознакомление дошкольников с содержанием игры, пользование в ней дидактическим материалом (демонстрация предметов, картинок, беседа);

2) разъяснение детям правил игры и ее хода, точное выполнение этих правил;

3) демонстрация игровых действий.

4) роль воспитателя в данной игре, его участие роли играющего, болельщика или арбитра (педагог управляет действиями играющих советами, вопросами, напоминаниями);

5) итог игры – важный момент в управлении ею. Опираясь на результат игры можно сделать выводы, насколько игра была эффективна и будут ли дети использовать ее самостоятельно в своей игровой деятельности [4, 52].

Проводя анализ игры, можно выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей и в дальнейшем правильно организовывать индивидуальную работу с ними.

В дидактической игре обучение основывается на стремлении ребенка войти в предложенную ситуацию и действовать по ее законам.

Типы дидактических игр :

1) игры с предметами (игрушками);

2) настольно-печатные игры;

3) словесные игры.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя [10, 81].

Игры с предметами (игрушками) направлены на непосредственное восприятие дошкольников, ребенок стремиться действовать с предметами и так знакомиться с ним. Играя с предметами, ребенок учиться сравнивать, устанавливает сходства и различия предметов. Такие игры имеют свою ценность в том, что при их помощи дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Когда ребенок знакомиться с природой, то в таких играх используется природный материал (семена, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др., поэтому у детей появляется большой интерес и желание играть. Например, можно использовать такие игры: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры очень интересны для детей при ознакомлении с окружающим миром, животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Такие игры имеют разные виды: «лото», «домино», «парные картинки».  При помощи настольно-печатных игр успешно развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, дети учатся моделировать жизненные схемы и принимать решения, развиваются навыки самоконтроля.

Словесные игры – это воспитание самостоятельности мышления и развития речи у детей. Эти игры основаны на словах и действиях играющих, ребенок сам решает разные мыслительные задачи: описывает предмет, выделяет характерные его признаки, отгадывает его по описанию, находит сходства и различия предметов и явлений природы.

В ходе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия развивают познавательную деятельность детей.

Дидактическая игра в опытно-экспериментальной деятельности формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Ко всем видам занятий по развитию речи должны быть положены два требования: дети должны уметь слышать речь обращающегося к ним и сами должны говорить.

1. Богуш А. М. Обучение правильной речи в детском саду : монография. Киев: Рад. шк., 1990. С. 47-49.57

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007.472 с.

3. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2005. №1. С. 18-23.

4. Лепская Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации // Вопросы языкознания. 2006. №2. С. 82-89.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Одним из основных направлений работы нашего детского.

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Картотека дидактических игр для старших дошкольников У Детский сад №99 г. Саранска ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №12 Воспитатель: Зародова Н. И. Саранск 2016 Карточка№1. «Геометрические.

Картотека дидактических игр для старших дошкольников «Воспитание патриотических чувств у детей через приобщение к истокам» Пищенкова О. И., воспитатель структурного подразделения детский сад МБОУ Школы №122 Картотека дидактических игр для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию речи Игра «Парные картинки» Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти. 1 вариант: На столе выкладываются картинки. Дается.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Цель: развитие зрительного восприятия,.

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр» Поскольку старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то я развиваю интерес к моделированию, к знаковым.

Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений Автор Ирина Красильщикова Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений Вопросы развития.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Одна из основных задач, решаемых педагогами дошкольных образовательных учреждений, – развитие речевых навыков. Проблема всегда была актуальна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников
Опубликовано: 9 марта 2019 в 17:59
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Печенева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД