Евгения Лапштаева
Самообразование воспитателя по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования : «Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста».
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
– формирование основ экологического воспитания.
– расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях,
Публикация «Самообразование воспитателя по экологическому воспитанию в средней группе „Развитие экологических представлений у детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
– развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней,
– бережного отношения к своему здоровью.
Актуальность.
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Перспективный план работы
Учебный год Содержание работы Сроки выполнения Результат
2018-2019 уч. год 1. Восаду ли, в огороде:
-Наблюдения «Сбор урожая»
-Дидактические игры: "Чего не стало" -Беседа "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
-Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".
-Ю. Тувим "Овощи"
-Игра "Дорисуй овощ"
-Рассматривание картины "В поле осенью"
2."Зелёная аптека» :
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.
-Отгадывание загадок
-Рисование "Разноцветные листочки"(с помощь трафаретов.
-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой
-И. Токмакова "Сосны"
-Беседа о лекарственных травах
-Рассматривание иллюстраций с растениями Сентябрь Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Накапливать знания о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза,тополь,рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.
1. Путешествие в страну Осень:
-Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"
-И. Бунин "Листопад"(отрывок) -И, Токмакова "Ветрено"
2. Тайны грибного царства:
-Загадки Лесовичка о грибах
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.
3. Чудо- ягодка:
-Рассматривание иллюстраций.
-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды Октябрь Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
Расширять знания детей о ягодах : лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат,
1. Мир растений:
-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры: "Собери букет" "Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение"
2Волшебница вода
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу" -Взаимодействие воды и снега
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки Ноябрь Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
1. На бабушкином дворе:
-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных -Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные -Дидактические игры: "Назови детёнышей" "Какая польза от домашних животных"
-Чтение сказки "Как собака друга искала"
2. Лесные жители и скала" :
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" мультфильм Маша и Медведь»
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры: "Найди детёныша".
-игра "Времена года" -Рисование "животные в лесу (трафарет)
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк".
- Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Подвижная игра "У медведя во бору" Декабрь Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Воспитывать любовь и заботу к животным. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).
1. В гостях у птиц:
-Беседа о зимующих и перелётных птицах -Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
2. Зимушка-зима
-Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация Елка» (коллективная, С помощью конфити)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов "Зимняя сказка"
-А. Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"
-И. Суриков "Зима Январь Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
1. Путешествие в царство комнатных растений:
-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений -Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки", Февраль Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними
1. В гостях у Веснянки:
-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает? -Где быстрее наступит весна?
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята" - "
2. Береги живое! :
- П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"
-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его Март. Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. .
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
1. Насекомые - наши помощники:
-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми -Рассматривание иллюстраций
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Лепка"Бабочки"
2. Земля- мой дом:
-Беседа "Где я живу" -Сравнение речки, болота, моря
-Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" "Наша семья" -Беседа о звёздах Апрель Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровкпчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море, видах поселения (деревня, город, страна, о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.
1. Цветники:
-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
-Беседа Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
2. Человек - живой организм:
-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
-Дидактическая игра "Валеология" "Понюхай и отгадай" -Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз Май Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
Список используемой литературы:
1. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение,1973.
3. Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб. : Детство – Пресс, 2001.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. :Детство – Пресс, 2003.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М. : Мо-заика-Синтез, 2006, 208 с.
6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
7. Дрязгунова В. И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
8. Гризик Т. И. «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
9. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
10. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 1988.
11. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
12. Лучич М. В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
13. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
14. Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н. Е Вераксы
15. Журналы «Ребёнок в детском саду» :
16. .Журналы «Дошкольное воспитание
17. Федотова А. М.»Познаём окружающий мир, играя» - М. : ТЦ Сфера, 2015.
18. Соломенникова О. А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
19. Аксёнова З. «Войти в природу другом» М. : ТЦ Сфера, 2011
20. .Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998. - № 2
21. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997. - №2.23