Евсеева Людмила Николаевна
План-конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей экологической культуры, осознанного и действенного отношения к объектам природы.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с правилами поведения людей в природе и взаимодействия с природными объектами природы. Учить замечать, что ей вредит и что помогает.
• Формировать у детей навыки партнерского взаимодействия в совместной деятельности.
• Развивать у детей умение рассуждать, делать выводы.
• Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Публикация «План-конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений в средней группе» размещена в разделах
Активный словарь: авоська, хворост.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- художественно - эстетическое
- физическое развитие
Оборудование и материалы:
• домик
• ноутбук
• елки
• мешочки
• сумка
• модуль «знаковое» дерево «Правила поведения в природе»
• будка
• письмо
• рукомойник
• мыло
• дрова
• хворост
• мусор
Предварительная работа :
• Беседа «Правила поведения в лесу»
• Беседа «Правила обращения с бездомными животными»
• Игра-имитация «Одеваемся гулять»
План занятия :
1. Вводная часть: 2 мин.
• Игровая ситуация «Письмо от бабушки» - 1 мин.
• Игра-имитация «Одеваемся гулять» - 1 мин.
2. Основная часть 16 мин.
• Упражнение «Правила поведения в природе» - 2 мин.
• Дыхательная гимнастика «Елочка» - 1 мин.
• Игровая ситуация «Мусор» - 3 мин.
• Показ презентации «Мусор» - 1 мин.
• Уборка мусора и сбор хвороста - 1 мин.
• Игровая ситуация «Встреча с собакой» - 2 мин.
• Игровая ситуация «В гостях у бабушки» - 6 мин.
3. Заключительная часть: 2 мин.
• Игровая ситуация «Встреча в группе» - 2 мин.
Тема: «Как мы помогали бабушке»
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Дети играют в игровом уголке.
Игровая ситуация «Письмо от бабушки» :
Воспитатель просит ребенка принести письмо из почтового ящика.
Приглашает всех детей вместе его открыть.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам бабушка Маша. На улице холодно, зима скоро наступит. Привезли мне дрова, но самой мне никак не справиться. Мне нужна ваша помощь, чтобы их убрать. Бабушка Маша».
- Для чего бабушка зовет нас на помощь? А вы справитесь?
- Ну что, какое решение примем?
- Тогда быстрее собирайтесь.
Игра-имитация «Одеваемся гулять».
Надеваем мы штаны – раз, два, три!
Надеваем курточку – раз, два, три!
Надеваем шарф и шапку.
А теперь ботиночки.
Все собрались и готовы – раз, два, три!
2. Основная часть:
- Ребята, когда я выхожу из дома, я всегда беру с собой сумку. Возьму я ее и сейчас. В ней уже лежит все необходимое. (Воспитатель показывает и называет находящиеся в ней предметы).
- Дорога к дому бабушки идет через лес. Я буду идти впереди, а вы за мной. Как вы думаете, почему?
Дети выстраиваются за воспитателем и идут по тропинке.
Подходят к модулю «Знаковое» дерево, рассматривают и называют знаки, объясняющие правила поведения в лесу.
- Это дерево не случайно встретилось на нашем пути. Оно подсказывает, как нужно себя вести на природе.
О чем предупреждают эти знаки?
Упражнение «Знаки» :
- В лесу нельзя шуметь.
- Нельзя ломать деревья.
- Нельзя разводить огонь в лесу.
- Нельзя разорять гнезда птиц.
- Нельзя оставлять мусор.
Дети идут по тропинке.
Воспитатель:
- В лесу очень легко дышится. Почему, как вы думаете? (Потому что там очень свежий, чистый воздух)
Дыхательная гимнастика «Елочка».
Игровая ситуация «Мусор». Воспитатель обращает внимание на мусор под деревьями.
- Похоже, здесь кто-то уже был. Смотрите, какой беспорядок. И мы здесь отдохнем.
Показ презентации «Мусор».
Мусор содержит вредные вещества для человека и окружающей среды.
Наиболее опасным является стекло, особенно битое.
Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.
Самым вредным является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют одноразовую посуду, пластиковые бутылки, пакеты, упаковочный материал. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.
- Что же с этим мусором делать?
- Мусор будем собирать в сумку, которую я с собой прихватила. Она называется АВОСЬКА. (Дети повторяют новое слово)
Вот такое у нее смешное название, но сама она очень полезная, потому, что ее можно использовать много раз, а не выбрасывать, как пакеты.
- В лесу, оставленный людьми мусор, представляет для зверей и птиц очень большую опасность. Его необходимо собрать как можно быстрее. Не будем терять ни минуты. Моя авоська нам теперь очень пригодится.
Дети собирают мусор в авоську.
Воспитатель обращает внимание детей на лежащий рядом хворост.
- Ну вот, мусор убрали. Посмотрите, здесь еще и веток ветром наломало. Они называются - хворост. (Дети повторяют новое слово) Его тоже надо собрать. Бабушке он пригодится, им она будет печь растапливать. И веревка у меня в сумке найдется.
Дети собирают хворост и перевязывают веревкой.
- Посмотрите, как изменилась полянка?
- Что вы сейчас чувствуете?
- Что теперь делать с собранным мусором?
- Мы поможем природе, унесем его.
Ну что, снова в путь!
Дети идут дальше по тропинке.
Игровая ситуация «Встреча с собакой». Воспитатель обращает внимание детей на то, что слышит, как скулит собака:
- Кто это?
- Ребята, а можно ли трогать бездомную собаку?
- Почему? (Нельзя, они могут быть агрессивными)
- Эта собака мне совсем не кажется агрессивной. Посмотрите, какие у нее глазки? (Добрые, грустные, печальные)
- Ребята, собака так жалобно скулит. С ней что-то случилось? У нее лапка болит. На этой полянке с мусором и битым стеклом она лапку и поранила.
- Как мы можем ей помочь?
Дети перевязывают лапку.
- Полечили мы собачку, а что же дальше с ней делать?
- Как собака попала в лес?
- Ей, наверно, негде жить?
- Может ее к бабушке Маше отнесем? Ей во дворе охранник не помешает.
Дети берут собаку и продолжают путь.
Игровая ситуация «В гостях у бабушки Маши».
Стоит небольшой старинный дом за бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка и сразу откроется дверь.
Дети звонят в колокольчик. Из домика выходит бабушка Маша.
- Здравствуйте, ребятушки. Как я рада вас видеть. Совсем я из сил выбилась без вашей помощи. А дел – то у меня накопилось много.
- Что это вы принесли с собой? Что это за сумка у вас? (ответы детей)
- Какие вы молодцы, что мусор в лесу собрали. Что же вы теперь с ним делать будете? (Заберут с собой)
- Вы и хворост мне принесли. Теперь будет чем печь растапливать.
- Кто это с вами (ответы детей)
- Вот и хорошо, будет и мне теперь веселей. Все не одной зимовать.
- А где же ты у меня жить Дружок будешь?
- Была у меня будка, от прежней собаки осталась.
- Только порядок в ней навести надо, чтобы уютно моему Дружку в ней жилось.
Бабушка предлагает девочкам обустроить будку и накормить собаку.
- Пока девочки обустройством будки заняты, мальчики, помогите мне, пожалуйста, дрова сложить. (Мальчики складывают дрова)
Бабушка:
- Молодцы! Посмотрите, какая уютная и теплая получилась будка. А дрова как ровненько сложили. Славные помощники. Спасибо вам за помощь.
- Ребятушки, хочу я вас чаем угостить.
А чай у меня не простой – лекарственный. Все лето я травы лекарственные собирала. Заварила я вам чаек ароматный и вкусный. Угощайтесь, да и с собой возьмите, друзей угостите. (Выносит корзинку с мешочками фито-чая)
Бабушка предлагает детям помыть руки. Дети угощаются чаем.
В это время воспитатель выходит из домика.
Воспитатель:
- Пока я у бабушки прибиралась в доме, бабушка мне вас так хвалила, благодарила за помощь. Пора нам и домой возвращаться.
Дети возвращаются по тропинке обратно.
Звучит фонограмма «Журчание ручья»
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша навеки родная земля
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрее!
Итог:
Игровая ситуация «Встреча в группе»