Светлана Лунякина
Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Публикация «Самообразование по теме „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. 2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только
овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Сентябрь -Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
-Создание картотеки потешек для работы с детьми.
- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».
-Разучивание и проговаривание потешек.
-Применение потешек в режимных моментах.
Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
Октябрь -Создание картотеки загадок.
-Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
-Досуг «Вечер загадок».
-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
-Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Ноябрь -Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам» -Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами
. -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,
-Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, - «Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация
пазлы)
Декабрь Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».
-Хороводы, народные подвижные игры.
- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».
Январь Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».
-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек) «Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование. -«Рождественские посиделки»
-(творческий вечер с участием родителей)
Февраль -Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
- Разучивание песен и стихов про Масленицу.
-Знакомство с пословицами и поговорками.
Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
Март -Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» -Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)
-Знакомство с закличками, потешками о солнце.
-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок. - Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Развлечение «Широкая Масленица»
Апрель -Приобретение в группу раскрасок по русским
-Разучивание потешек, песенок,
-Консультация: «Почитай мне мама"
Список литературы 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998. 4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
народным сказкам и потешкам. скороговорок, выступление для родителей. -