наталья слесаренко
Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» город Когалым
План работы по самообразованию
Слесаренко Натальи Александровны
Стаж работы 25 лет
Тема ««Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
2017 год
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик».
К. Д. Ушинский
Тема самообразования : «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети с 3-4 лет, воспитатели, родители.
Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, потешках, являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные.
Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней.
Наш проект реализуется во всех видах деятельности и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация»
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет огромную роль. Поэтому, в работе проекта активное участие принимают родители.
Цель: Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.
Задачи:
Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками, потешками;
развивать познавательные способности ребенка, любознательность,
творческое воображение, память, фантазию;
работать, над звукопроизношением, обогащением словаря, выразительностью речи;
формировать умение пересказывать сказки;
понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
привлекать детей к воспроизведению образов (инсценировки, драматизация).
закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
воспитывать у детей уважение к самому себе и к близким людям;
используя различные методы и приёмы, приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества.
Планирование самообразования
МОДУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ
Научно – методическое обеспечение Ознакомления с научной и методической литературой по теме Повысить собственный уровень знаний путём подбор литературы в методическом кабинете; поиск научной и методической литературы в интернете; просмотр педагогических журналов.
1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. - М., 2006.
2. Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, 2000.
3. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. - сост. Пяткова Л. П. - Волгоград, 2013 3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М., Мозаика-Синтез, 2012 4.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013.
Август - Сентябрь
Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса Разработать: учебно - методический комплекс; оформить картотеку: заклички, потешки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные; разработать конспекты образовательной деятельности, план совместной работы по театрализации с детьми и родителями; развлечения, рекомендации и консультации для родителей, буклеты для педагогов. Сентябрь
Проектирование деятельности Разработка проекта по теме; Сентябрь - Октябрь
Мониторинг Проведение диагностики уровня сформированности грамматической стороны речи, словарного запаса, развитие связной речи; отслеживание промежуточных результатов, соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.
Психолого – педагогическое обеспечение Формирование личностных качеств воспитанников в процессе реализации темы Прослушивание колыбельных песен; организация совместной и самостоятельной деятельности с детьми (укачивание кукол, с/р игра «Семья»); обыгрывание потешек с игрушками; просмотр сказок: «Теремок»,
«Три медведя», «Репка», «Заюшкина избушка»; театрализованная деятельность – поддержание инициативы и самостоятельности детей; обыгрывание ситуаций: где добро побеждает зло. Художественно – продуктивная деятельности с детьми по мотивам сказок.
Настольная игра «Сложи и расскажи сказку», пазлы – мои любимые сказки, Словесно – дидактические игры «Что за чем». Октябрь - Май
Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования Провести родительское собрание в начале учебного года «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Консультация «Что и как читать детям».
Семейное оформление книжки – малышки по теме «Любимая русская народная сказка».
Оформление выставки рисунков по мотивам сказок.
Анкетирования «Нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании и развитии детей»
Октябрь - Май
Условия реализации методической темы Создание развивающей предметно – пространственной среды Пополнение содержания книжного уголка книгами по теме. Оформление уголка ряженья (русские народные сарафаны, рубашки, костюмы для обыгрывания сказок). Обновление театрализованного центра - пополнение театров: из ложек, конусного театра, театра из дисков. Оформить ширму в народном стиле. Октябрь - Январь
Обобщение результатов Описание и обобщение деятельности по теме самообразования Подготовить презентацию по проекту для педагогов ДОУ. Провести образовательную деятельность для молодых специалистов по теме «Моя любимая сказка». Показать сказку «Репка» детям параллельной группы. Провести мастер – класс для педагогов по оформлению лепбука по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Отправить проект на педагогический конкурс. Май – Июнь, июль