Хапаева Лариса Борисовна
Самообразование «Использование нейропсихологических игр как средства развития речевой активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Рука является вышедшим наружу головным мозгом
И. Кант
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
Чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Актуальность
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Публикация «Самообразование „Использование нейропсихологических игр как средства развития речевой активности дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Традиционные общепринятые психолого – педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффктивны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
И так, что же такое нейропсихологический игры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.
Применение нейропсихологических игр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает антистрессовым эффектом.
Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Активизировать познавательные и мыслительные процессы детей дошкольного возраста;
Использовать современные и методы в работе с дошкольниками;
Познакомить детей с нейропсихологическими играми как мотивационной готовности к познанию исследованию.
С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:
• Развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
• Развитие межполушарного взаимодействия;
• Повышение умственной работоспособности;
• Оптимизация интеллектуальных процессов;
• Стабилизация эмоционального фона;
• Оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
• Оздоровлению организма и мобилизации ресурсов;
• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным:
Лучше ориентируется в окружающем мире;
Повышается работоспособность;
Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
Повышается самооценка ребенка.
Этапы работы:
1. Изучение методической литературы;
2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды:
Разработка картотек: «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»;
Создание иллюстрированного альбома.
3. Взаимодействия с дошкольниками:
Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников;
Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно – образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников;
Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»;
Работа с иллюстрированной картотекой.
4. Взаимодействие с родителями:
Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое нейропсихологические игры?», «Нейропсихологические игры – это просто и весело»;
Мастер – класс для родителей «Зарядка для ума и тела»;
Оформление стенда для родителей папками передвижками: «Нейропсихологические игры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры».
Ожидаемые результаты:
• Снижение тревожности детей;
• Повышение стрессоустойчивости организма;
• Развитая координация движений, точное выполнение движений;
• Высокая познавательная активность;
• Развитые память и внимание.
Этапы реализации самообразования
Первый этап (организационно – теоретический)
Ноябрь – Декабрь
Изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр кинезиологических упражнений в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации.
Второй этап (практический)
Январь – Май
Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений:
• Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление карточек с нейропсихологическими играми подбор комплексов кинезиологических упражнений;
• Создание развивающей предметно – пространственной среды для проведения игр и упражнений;
• Создание авторских нейропсихологических игр;
• Создание кинезиологических сказок, создание альбома по кинезиологическим сказкам;
• Консультация для родителей «Нейропсихологические игры для детей», «Польза нейропсихологических упражнений для детей дошкольного возраста», «Кинезиологические упражнения с детьми дома».
Третий этап (заключительный)
Май
• Осуществления распространения опытом;
• Мастер – класс «Применение нейропсихологических игри кинезиологических упражнений в образовательном процессе».