Наталья Николаевна Винокурова
Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников
Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.
Публикация «Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников» размещена в разделах
- Один-много. Игры, дидактические пособия
- Развивающий коврик своими руками
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2023
Имея в своей собственной методической копилке большое количество разнообразных видов театра, я пришла к необходимости создания универсального пособия для разыгрывания театра, объединяющего вокруг себя всех детей группы. Рассматривая различные варианты пособий, я решила создать многофункциональный коврик, который можно будет использовать не только как основу для показа театра, но и для обыгрывания дидактических игр с детьми по познавательному развитию, для обогащения сенсорного опыта детей. Так в моей группе появился многофункциональный коврик.
Материалом для коврика нам послужили футер, флис, бархат, шёлк, трикотаж, мешковина шпагат. Коврик тактильно приятный, поэтому дети часто используют его в свободной игровой деятельности.
Благодаря своей трансформируемости, многофункциональности, мобильности коврик очень удобен. Дети могут переносить его и располагаться на нём в любом уголке группового помещения. Его легко взять с собой даже на прогулку.
Многофункциональный коврик я использую при организации не только свободной детской игры, но и образовательной деятельности, наполняя его разным содержанием в соответствии с темой или ситуацией.
Коврик позволяет решать следующие задачи:
-развивать речевую активность у детей;
-способствовать общему совершенствованию речи ребёнка, активизировать словарь;
-развивать у детей память, мышление, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи;
-способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.
Коврик предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов; подходит для индивидуальных и групповых занятий. В детском саду коврик позволяет познавать новое во время весёлой игры.
Коврик и материалы, используемые на коврике, располагаются в свободном доступе для детей. Это позволяет им самостоятельно выбрать предпочитаемую игру, что способствует поддержке инициативы и формированию первоначальных самостоятельных действий у детей.
Совместная деятельность взрослых и детей, организованная на коврике, строится по типу сотрудничества взрослых и детей. Все выступают как равноправные участники игры и соблюдают очередность. Педагоги эмоционально комментируют игру, «заражая» положительными эмоциями детей.
На занятии по развитию речи наш коврик в сложенном виде используется в качестве «чудесного мешочка», а затем трансформируется в основу для показа сказки.
Содержание сказки многим детям знакомо, но сопровождение рассказа показом героев, вызывает у детей живой интерес. Детьми непосредственно воспринимаются конкретные образы героев. Дети в свободной деятельности с удовольствием разыгрывают сюжеты полюбившихся сказок. Это способствует расширению словарного запаса, развитию звукоподражания, произнесению фраз с разной интонацией, пересказыванию текста.
На занятиях по окружающему миру, мы используем коврик как основу для дидактических игр. Например, при знакомстве с домашними животными, мы создаём мини- макет для обыгрывания «Домашний дворик»
, дидактическая игра : «Кто как кричит?» Данный коврик двусторонний. Это даёт возможность, например, познакомить детей с обитателями моря, с животными леса.
Узнавать времена года, воспитанникам в интересной форме также помогает коврик. На коврике вместе с ребятами создаём мини-макеты на тему осень, зиму, весну, лето.
Данная игра помогает закреплять основные признаки каждого времени года. Дидактические игры направлены на пополнение и активизацию словаря дошкольников, развитию связной речи.
Постройки из разных видов конструктора также могут быть размещены на данном коврике. Организуем конструирование в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй.
Дети в свободной деятельности используют коврик при организации игр : «Рыбалка», «Кукольный домик».
Сейчас мы создаём ещё один варианта такого же многофункционального коврика «Улицы города». Коврик мы можем превратить в сумку-переноску, наполнив её машинами и набором дорожных знаков, взяв её на прогулку.
Таким способом мы сможем закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Из своих наблюдений, могу утверждать, что многофункциональный коврик помогает мне решать многие педагогические задачи за счёт устойчивой мотивации детей к деятельности, которая в свою очередь, достигается посредством новизны предметного материала и «сюрпризности» его появления.
Всем спасибо за внимание!