Татьяна Вакульчик
Роль театрализованной деятельности в развитии навыков общения у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театрализованной деятельности в развитии навыков общения у детей старшей группы
Вакульчик Т. Н., воспитатель МБДОУ № 175
Проблема развития навыков общения между людьми в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человеческих отношений. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии навыков общения у детей старшей группы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие навыков общения детей дошкольного возраста предполагает соблюдение определенных правил поведения. Развитие навыков общения - это совокупность навыков общения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, форма обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежды). Если к тому же учесть, что внешнее проявление есть не что иное, как проявление внутренней воспитанности, то надо ли говорить какое важное значение имеет для каждого из нас знание норм общения.
Проблему воспитания культуры общения детей в дошкольного возраста рассматривали исследователи Е. С. Смирнова, В. Н. Холмогорова Е. И. Щербакова В. С. Мухина, роль театрализованой деятельность в развитии личности дошкольников изучали Н. Я. Михайленко Е. Л. Сергеева, Е. П. Андреенко.
Отмечено, что мотивом общения ребенка среднего дошкольного возраста становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что навыки общения дошкольников в таких процессах развивается быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать навыки общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение навыкаи общения способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Одним из таких видов деятельности являтся театрализованная деятельность.
Мы предположили что развитие навыков общения детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО может быть эффективным если соблюдать следующие условия:
- использовать компетентность со стороны педагога и системный подход и к изучению условий развитие навыков общения детей дошкольного возрста;
- изучать и принимать во внимание особенности развитие навыков общения в старшей группе дошкольников;
- разработать и апробировать систему организации театрализованной деятельности в процессе развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
По определению данному М. И. Лисиной, общение - обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу и большую роль в этом процессе играет театрализованная деятельность.
Значение и специфика театральной деятельности дошкольников старшего возраста заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Можно выделить следующие виды драматизации.
- игры-имитации – дети мимикой, жестами, походкой имитируют характерные особенности образов животных, людей, персонажей произведений;
- ролевые диалоги – воспроизведение постановочного текста;
- игры-импровизации – разыгрывание сюжета без предварительной подготовки;
- постановка спектаклей – постановка спектакля по заданному сценарию;
- инсценировка произведений – драматизация художественного произведения или отрывка из него. Игра - драматизация в старшей группе часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра : настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
Уже сама организация театрализованной деятельности (предварительное обсуждение с участием воспитателя игрового замысла, выбор атрибутов) предрасполагает детей к объ-единению, к обдумыванию своей деятельности. Они делятся своими планами, прислушиваются к мнению друг друга, согласовывают свои желания. Мы привлекали внимание детей к достоинствам товарищей; советовали, кого из них пригласить на ту или иную роль, или, напротив, кому-то из детей предлагается попросить разрешения, чтобы его приняли для участия в постановке. Используя напоминание, вопросы, советы, поощрения, совместное обсуждение содержания театрализованной деятельности и характера взаимоотношений, определяемого ролью (добрая бабушки, заботливый ежие, послушная внучка, приветливый зайчик, Большую роль в становлении общения между детьми играет их участие в планировании театрализованной деятельности (сговариваться о содержании, о распределении ролей, о нужных атрибутах, реквизите); в соблюдении ряда правил: «договорились о правилах - выполняй их», «не забудь поделиться с другом -это будет приятно тебе и ему»; «береги то, что сделано товарищами» и т. п.
Разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиям того или иного человека, но и его отношению к людям, к обязанностям, его чувствам, переживаниям. Чем сильнее он увлечен ролью, тем лучше может управлять своими поступками. В роли сказочного котика (драматизация сказки «Кот, петух и лиса») - чуткого, заботливого, доброго товарища - ребенок, который был резок с детьми, становится мягче, ласковее.
Театрализованная деятельность проводилась поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. Прежде, чем драматизировать сказку, дети учились рассказывать ее по ролям, заучивая с начала с родителями дома, затем рассказывая в садике, находя нужные интонации.
Особая роль в перспективном планировании отводилась играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляются навыки общения. В этом виде деятельности все умения детей направлены на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.
Для занятий театрально-игровой деятельностью в детском саду мы оборудовали специальную зону театрализованной деятельности, что позволило создать максимально комфортные условия для театрализованной игровой деятельности детей.
Дни занятий театрализованной деятельностью воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность театрализованной деятельности с каждой подгруппой 15-20 минут.
Успешному развитию навыков общения детей способствовал установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы безучастные к развитию навыков общения детей, а стали активными союзниками и помощниками в организации их художественно деятельности. Многие родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы, помогали в заучивании текста ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров.
Для активного привлечения родителей были проведены консультации и даны рекомендации по развитию навыков общения со сверстниками детей По предлагаемым упражнениям родители занимались дома с детьми по развитию навыков общения, разучивали роли из сказок, которые были включены в занятия, например «Под грибом», «Волшебный чай», «Теремок», «Путешествие с Незнайкой». К таким сказкам, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» - дома дети с родителями учились дома изображать героев этих сказок, обсуждали положительные и отрицательные черты характера того или иного персонажа
При организации систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе развития навыков общения со сверстниками наблюдались следующие изменения: у детей появился интерес к театрализованной деятельности со своими сверстниками, взаимодействию с ними; дети научились согласовывать и распределять роли, обязанности с учетом взаимных интересов; спорные вопросы решаются вербально, без применения физического воздействия.