Наталия Сергеевна Аникина
Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и сознание.
Особую роль общение приобретет для детей с проблемами в развитии. Оно определяет во многом их успешную социализацию, а его дефицит порождает отставание в развитии. Коммуникативные способности являются фактором успешного общения. От них зависит открытость, активность ребенка. Уровень развития коммуникативных способностей во многом зависит от среды, в которой живет и воспитывается ребенок с ОВЗ.
Публикация «Консультация „Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Важным является то, что творческая среда должна развивать ребенка, поднимать его вверх по ступеням личностного развития, полноценно включать в систему социальных отношений, способствовать социальному развитию. Ведь часто у них наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности : внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональной сферы. А это, как известно, является важным средством при общении. Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Очень часто такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. Они закрываются в себе, уходят в свой мир. А виноваты в этом обычно бывают родители. Они редко выводят ребёнка за пределы своей квартиры, школы, где обучается ребёнок. Им бывает некогда с ним играть, а ведь игра играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Часто эти дети не могут наладить контакт в силу плохо развитых, но необходимых для этого способностей. А развивать их, безусловно, надо. Важное место в социо-культурной реабилитации детей нашего РЦ «Надежда» отводится театрализованной деятельности. В театральной студии семейного творчества «Арлекино» занимаются «особые» дети младшего и среднего школьного возраста. Главная форма работы – это театрализованная игра. Почему именно театрализованная игра?
Театрализованная игра является наиболее эффективным средством социализации детей с ОВЗ в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Специфическая закономерность аномального развития детей, негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности, и поэтому требует специальной коррекции.
Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможностях детей с ОВЗ проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.
Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.
В работе с детьми мы используем разнообразные формы: этюды пластические и мимические, театрализованные традиционные и креативные игры-драматизации с использованием разных видов кукольного театра. Знакомим с основами театральной культуры.
На театрализованных занятиях используются технические средства (видеозаписи сказок, театральные шумы, музыкальное сопровождение). Важным атрибутом креативной игры-драматизации являются костюмы и детали к ним. Мы не являемся сторонниками сложных театральных костюмов на таких занятиях. Дети должны иметь возможность быстро и легко надевать и снимать их.
Для того чтобы дети умели разграничить сказочную ситуацию и реальную, пространство кабинета специально оформляется. Оно отличается от театральной сцены, поскольку дети, участвующие в креативной игре, не разделяются на зрителей и актёров.
Из всех видов театрализованных игр для решения задач коррекции детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ нами избрана игра-драматизация, поскольку она требует от ребёнка не только точного словесного, но и интонационного и эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу и полилогу. Все это способствует обогащению опыта, познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.
На протяжении четырех лет, детьми студии сыгран ряд драматизированных сказок. Сравнивая первую театральную постановку «Теремок на новый лад» и последующие: «Гуси – лебеди», «Сказ по Федота-стрельца», «По щучьему веленью», «Стрекоза и муравей», можно с уверенностью отметить все более возрастающий уровень выступлений. Это для самих детей большой шаг вперед. Ведь раньше, при показе спектакля, зрителями были только родители и педагоги, которые работают с детьми. А на последующих – приглашенные гости, совсем незнакомые детям люди. И, чтобы выступать перед такой большой публикой, надо иметь большую смелость, преодолевать зажатость. Традицией стало то, что дети Центра готовятся к премьерным выступлениям комплексно: шьют костюмы в швейной мастерской, придумывают элементы бутафории, рисуют декорации, афиши. Вовлечение в творческий процесс родителей и коллектива педагогов, безусловно, дает положительные результаты в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ. Выступая на сцене, дети чувствуют поддержку и опору близких людей, более уверенно держатся. Дети получают удовольствие от самой игры. Глядя на сцену, мы забываем, что на ней стоят дети с «особым» развитием, забывали, что эти дети отличаются от своих сверстников, что они не такие как они.
Взаимосвязь с выпускниками Центра «Надежда» путем приглашения на совместные выступления, проведение коммуникативных игр с младшими дошкольниками, участие в открытых Днях театра Центра - это способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
Театральные игры способствуют установлению контактов между играющими, учат взаимодействовать с другими людьми, в общем, способствуют развитию коммуникативных навыков. Все это и раскрывает творческий потенциал детей с ОВЗ.
Конечно, болезненное состояние, особенно при тяжелых формах инвалидности оказывает постоянное воздействие на ребенка, но компенсация участием в театрализованной деятельности дает новые положительные факторы: творчество, перспективы труда, новая самооценка личности, возможность самовыражения и новое поле деятельности, на котором ребенок может противопоставить себя и свои новые возможности заболеванию.