Лилия Ахметова
Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили перед собой цель: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей раннего возраста. Для реализации поставленной цели выделили ряд основных задач: - Развивать мелкую ручную моторику. - Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевую активность. - Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе. - Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук. - Формировать умение доводить начатое дело до конца. К концу учебного года мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. - У детей активный словарь стал более расширен, совершенствована грамматическая структура речи. - Совершенствован эстетический вкус. Сроки реализации проекта: сентябрь 2014- май 2015 год. Работу с детьми по данной теме организую через театральную, игровую и речевую деятельностью. Для успешного достижения результатов речевого развития детей провожу пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры, как методическое средство хороши тем, что не требует особой подготовки, их можно быстро организовывать в режимных моментах и они не продолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму, т. к. кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет, позволяют самостоятельно обслуживать себя, выразить себя через творчество. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Публикация «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека пальчиковых игр. Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Мы привлекли родителей к тому, чтоб сшили для детей коврик для развития мелкой моторики. Все необходимые рекомендации по речевому развитию размещаем в «уголке для родителей», а именно: консультации: «Как развивать речь ребенка», «Гимнастика для пальчиков», рекомендации по знакомству с художественной литературой, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома. Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду (новогодние поделки, на 23 февраля, выставка к 8 марта, ко Дню Победы). В нашей группе мы постарались, так создать развивающую среду, чтобы имелись много игр (показываю наглядность свою) и пособий на развитие мелкой моторики руки. Мы часто в режимных моментах используем разноцветные камушки, детям очень нравится перебирать камушки по цветам, тем самым развивая мелкую моторику, также идет закрепление цветов. Также для развития речи детей используем театрализованную деятельность. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. А также в ней формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Вывод: Пальчиковые игры, театрализованные игры и т. д. все это способствовало развитию мелкой моторики и развило речевые способности детей, коммуникабельность, только при систематическом проведении игр и упражнений можно добиваться положительного результата.
Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное от занятий время. Также на развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Во время игр наша задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
И в конце хочу подтвердить мысль Петерсона о том, что с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще»
Пусть радость развлечения постепенно
перейдет в радость учения! Работая в старшей группе мы используем УМК, когда играем в пальчиковую игру «Семья» дети называют членов семьи на татарском языке.