Марьясова Екатерина Вадимовна
Роль сказкотерапии в развитии общения у детей раннего возраста с ЗРР
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время особое значение в специальной психологии приобретает проблема задержки речевого развития, и является одной из ведущих. При этом, важной задачей является ранняя диагностика, т. к. принципы и приёмы психолого-педагогического воздействия в преодолении отклонения в развитии ребёнка опираются с учётом сензитивных периодов развития каждой психической функции и разны видов деятельности ребёнка.
Публикация «Роль сказкотерапии в развитии общения у детей раннего возраста с ЗРР» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Исследования выдающихся отечественных психологов Б. Г. Ананьева, А. А. Леонтьева, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и др. доказали ведущую роль деятельности общения в психическом развитии ребёнка и отмечают, что материальная и духовная культура раскрывается ребёнку в процессе общения и специально организованной совместной деятельности со взрослым. Отмечая особую значимость раннего периода детства для развития ребенка, многие авторы подчеркивают важность деятельности общения матери и ребенка, выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка и его познавательную активность. На со-временном этапе общение со взрослым рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его ведущего вида деятельности, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия со взрослым (М. И. Лисина, Т. А. Репина, Т. М. Сорокина, Е. О. Смирнова, Т. И. Чиркова и др.)
Поэтому именно ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, особенно речи. Отсюда можно уверенно сделать вывод о том, что исследование ЗРР в раннем детстве весьма актуально. Рассматриваемую тему не оставили без внимания Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Запорожец А. В., Е. Д. Дмитриева. А. Катаева, Е. А. Стребелева, В. И. Лубовский,, Г. В. Грибанова, А. М. Прихожан, а так же и зарубежные исследователи. Наибольшее количество работ встречаются у Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д. О. Хебба, Б. М. Фосса, Э. Л. Фрухта.
Рассмотрим структуру речевого нарушения в раннем возрасте c лингвистических позиций:
1. Фонетико-фонематическая сторона речи. Относительно детей раннего возраста уровень развития звукопроизношения и фонематический слух не являются показательными, так как отсутствует достаточная практика, поэтому, если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат и сохранна слуховая функция, не следует рассматривать несовершенство звуковой стороны речи как показатель отклоняющегося речевого развития. Это означает, что при ЗРР в раннем возрасте в структуру отклоняющегося развития не входит недоразвитие звуковой стороны, исходя из особенностей данного возрастного этапа. Г. В. Чиркина уточняет, что показатели фонематического восприятия у детей с ЗРР по сравнению с нормой будут нарушены.
2. Лексико-грамматическая сторона речи является показательной, то есть при достаточно развитой импрессивной речи, дети раннего возраста ярко демонстрируют экспрессивную задержку.
3. Темпо-ритмическая и мелодико-интонационная сторона речи являются экспрессивными показателями, отражающими индивидуальное своеобразие развития ребенка. При отсутствии экспрессивной речи они являются значимыми в структуре отклоняющегося развития как во младенчестве так и в раннем возрасте.
Смысловая сторона речи
Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком с ЗРР грамматических норм родного языка. Такой ребёнок часто достаточно хорошо понимает обращенную речь, в том числе и значение грамматических изменений слоов; у него отсутствуют смешения в понимании зна-чений слов, имеющих сходное звучание. В ходе становления речи при ЗРР отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизм.
Рассмотрев с лингвистических позиций ЗРР, следует отметить, что полностью разделяем мнение Л. С. Выготского том, что «страдания одной функции вызывают страдания других». Экспрессивная задержка речи отражается на развитии вербального общения и развитии коммуникативных способностях, что в свою очередь, на снижении уровня социализации. Своеобразие развития будет характеризоваться наличием аффективно-коммуникативной дезадаптации, поэтому дети с ЗРР ярко демонстрируют речевой и поведенческий негативизм.
Нельзя не отметить критические периоды развития речи, которые играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленyостью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы.
Таким образом, развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу. Характер использования грамматических структур детьми с ЗРР соответствует уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту. Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что мало доступно детям с общим недоразвитием речи.
Ученые утверждают, что любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также деятельности в различных ее формах. У детей с нарушениями речи наблюдаются трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития (бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации.
Сегодня, назрела необходимость говорить о коммуникативном подходе, что позволяет рассмотреть сложную взаимосвязь нарушений как внутри речевой системы (внутрисистемный уровень, так и с другими психологическими системами (межсистемный уровень). Коммуникативная дезадаптация, возникающая при ЗРР, характеризуется недоразвитием психологических механизмов приспособления эмоционально-личностной сферы, речемыслительных процессов к условиям межличностного общения и новой социальной ситуации развития, поэтому диагностика и коррекция ЗРР способствует процессу профилактики аффективно- коммуникативной дезадаптации в раннем возрасте.
*
В настоящее время в специальной психологической литературе активно ставится вопрос о необходимости планомерного обучения коммуникативным умениям и навыкам детей с речевыми нарушениями. Особенно актуально данное положение в контексте изучения и обучения детей с речевой патологией на этапах раннего онтогенеза. Однако говорить о решении этой проблемы пока рано, т. к. отсутствуют конкретные, специально разработанные диагностические методики по изучению общения у детей раннего возраста с проблемами в развитии.