МААМ-картинки

Роль семьи в социализации старших дошкольников

Наталья Долматова
Роль семьи в социализации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Семья – первый коллектив в жизни ребенка, оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди, большое значение имеет их любовь и авторитет. Но ребенок воспитывается не только в семье, а также и в специальной педагогической среде, где с ним работают подготовленные педагоги и воспитание носит научно-обоснованный характер.

Публикация «Роль семьи в социализации старших дошкольников» размещена в разделах

Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Многие авторы (Р. И. Жуковская, А. А. Анцыфирова, В. М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях [8].

В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.

В настоящее время остро стоит проблема занятости родителей, что в свою очередь негативно отражается на их детях. Очень часто родителям не хватает времени на своего ребенка, а если свободное время и появляется, не все могут использовать его с пользой. Отсюда следует, что задачей педагога является формировать интерес к своей семье у детей дошкольного возраста, а также вовлекать родителей в эту работу.

Для формирования интереса ребенка к семье необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы. Содержание инновационных, комплексных и парциальных программ содержат необходимую информацию.

Существует мини – программа «Введение в мир общения». Ее автор Н. Колпакова (методист – психолог по дошкольному воспитанию Городского психолого-педагогического центра г. Барнаул). Задачи данной программы: помочь детям в установлении контактов друг с другом; создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Но в тоже время некоторые темы программы нацелены на создание интереса к своей семье, ее членам.

Например, тема «Я и мое имя» включает следующие подтемы:

- Как меня зовут,

- Что означает мое имя,

- Что такое имя, отчество, фамилия.

- У меня своя история,

- Моя семья,

- Понятие родословной,

- Мои предки,- Рисование «Древо рода моего»,

- Составление рассказов: «Портрет моей семьи»,

- Этикет общения в семье,

- Семейные традиции,

- Рисование: «Наша дружная семья».

Для развития интереса к своей семье в программе «Детство» Т. И. Бабаевой становится задача расширения кругозора посредством приобщения к накопленному человеческому опыту познания мира. Для ее реализации необходимо проводить планомерную и систематическую работу:

- ввести, закрепить и обогатить социальные понятия (семья, страна, Родина) в условиях ДОУ;

В семье :

- формировать социальные представления и понятия.

- формировать элементарные представления о семье (посредством рассказов, рассматривания семейных альбомов о жизни близких, семейных традициях, видеофильмов о жизни близких, семейных традициях и праздниках).

- обращать внимание на сложившиеся отношения (теплые, доброжелательные) между членами семьи и другими родственниками.

- рассказывать о Родине.

Следующая задача - создавать условия, способствующие выявлению избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности детей.

Для этого в семье необходимо :

- рассматривать с детьми семейные коллекции;

- рассказывать о своих увлечениях в детстве [8].

В программе «Мой мир» С. А. Козловой в разделе «Что я знаю о себе», есть подраздел «Моя семья, моя родословная». Главная цель этого подраздела – закреплять и развивать любовь и привязанность ребенка к своей семье, формировать представления о семье, о родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков. Методическую работу можно разделить на несколько смысловых частей, в каждой из которых решаются свои задачи, конкретизирующие общие цели:

1. Формировать представления:

- о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом;

- о составе семьи, о родственных отношениях, своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи;

- о родословной, о генеалогическом древе, о принадлежности не только к своей семье, но и к своему роду.

2. Воспитывать нежное, заботливое отношение к своей семье, закреплять чувств уверенности и защищенности [13].

«Наследие» - это комплекс программ, таких как «Круглый год», «Семейный круг», «Святые нами имена» и других. Автор – Новицкая М. Ю. Содержание программ организуют три проблемы, одна из них - человек, его место и взаимоотношения в семье. Цель программы «Семейный круг» - освоение детьми дошкольного возраста нравственных и эстетических ценностей традиционной семейной культуры. В книге собран очень интересный материал, который, несомненно, при его использовании будет способствовать формированию у детей интереса к своей семье [19].

Формируя у ребенка интерес к своей семье, мы параллельно побуждаем его к познанию нового, неизвестного, ведь к семье относятся не только те, кто в данный момент проживают с ребенком, но и более далекие родственники, предки. А как много интересного порой можно узнать, как много из этого можно передать ребенку с определенной целью, в основном с воспитательной целью.

Дети старшего дошкольного возраста должны : иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.

Понимать, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

Знать некоторые культурные традиции своей семьи, любимые занятия членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и др.)

Выражать интерес к эмоциям и чувствам людей, уметь узнавать разные эмоциональные состояния людей по мимике жестам.

Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик помогает маме – это ее радует; девочка отказалась выполнить просьбу бабушки – бабушка огорчена).

Дети этого возраста должны проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает – нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку – надо помочь, у бабушки болят ноги – надо идти медленнее).

Выражать в семье внимание к больному : подать лекарство, грелку, принести воды, развлечь.

Рассказывать взрослым о семье. Использовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабуля», «мамочка» и др. [18 ].

Публикации по теме:

Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с аутизмом «Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников ОВЗ (аутистами)» В последнее время количество семей, воспитывающих ребенка.

«Роль слоговых таблиц в формировании у старших дошкольников навыка чтения»«Роль слоговых таблиц в формировании у старших дошкольников навыка чтения» РАБОТА СО СЛОГАМИ. Чтение по слогам применялось еще в 19 веке. Сейчас эта методика тоже становится очень популярной. В этом пособии хочу.

Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников» Одна из основных задач, стоящих перед руководителями и педагогами дошкольных учреждений на современном этапе, - это придание работе с родителями.

Консультация «Роль семьи в формировании чувства патриотизма у дошкольников»Консультация «Роль семьи в формировании чувства патриотизма у дошкольников» В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание.

Опыт работы по использованию технологий эффективной социализации старших дошкольников Тема моего выступления опыт работы по использованию технологий эффективной социализации старших дошкольников. В своей работе я использую.

Роль геокэшинга в совершенствовании пространственных представлений у старших дошкольников Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в.

Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников Аннотация: Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М. :ТЦ «Сфера», 2008.- 224с «Ведущую роль в становлении.

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников. Гринева Ирина Павловна, воспитатель ГБДОУ №75 Приморского района Санкт-Петербурга «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников».

Роль театрализованных игр в формировании творческой активности старших дошкольников Автор: Мурсакаева Светлана Борисовна На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеет большое педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в социализации старших дошкольников
Опубликовано: 10 октября 2017 в 22:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в социализации старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Долматова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД