Наталья Долматова
Роль семьи в социализации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – первый коллектив в жизни ребенка, оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди, большое значение имеет их любовь и авторитет. Но ребенок воспитывается не только в семье, а также и в специальной педагогической среде, где с ним работают подготовленные педагоги и воспитание носит научно-обоснованный характер.
Публикация «Роль семьи в социализации старших дошкольников» размещена в разделах
Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Многие авторы (Р. И. Жуковская, А. А. Анцыфирова, В. М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях [8].
В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.
В настоящее время остро стоит проблема занятости родителей, что в свою очередь негативно отражается на их детях. Очень часто родителям не хватает времени на своего ребенка, а если свободное время и появляется, не все могут использовать его с пользой. Отсюда следует, что задачей педагога является формировать интерес к своей семье у детей дошкольного возраста, а также вовлекать родителей в эту работу.
Для формирования интереса ребенка к семье необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы. Содержание инновационных, комплексных и парциальных программ содержат необходимую информацию.
Существует мини – программа «Введение в мир общения». Ее автор Н. Колпакова (методист – психолог по дошкольному воспитанию Городского психолого-педагогического центра г. Барнаул). Задачи данной программы: помочь детям в установлении контактов друг с другом; создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Но в тоже время некоторые темы программы нацелены на создание интереса к своей семье, ее членам.
Например, тема «Я и мое имя» включает следующие подтемы:
- Как меня зовут,
- Что означает мое имя,
- Что такое имя, отчество, фамилия.
- У меня своя история,
- Моя семья,
- Понятие родословной,
- Мои предки,- Рисование «Древо рода моего»,
- Составление рассказов: «Портрет моей семьи»,
- Этикет общения в семье,
- Семейные традиции,
- Рисование: «Наша дружная семья».
Для развития интереса к своей семье в программе «Детство» Т. И. Бабаевой становится задача расширения кругозора посредством приобщения к накопленному человеческому опыту познания мира. Для ее реализации необходимо проводить планомерную и систематическую работу:
- ввести, закрепить и обогатить социальные понятия (семья, страна, Родина) в условиях ДОУ;
В семье :
- формировать социальные представления и понятия.
- формировать элементарные представления о семье (посредством рассказов, рассматривания семейных альбомов о жизни близких, семейных традициях, видеофильмов о жизни близких, семейных традициях и праздниках).
- обращать внимание на сложившиеся отношения (теплые, доброжелательные) между членами семьи и другими родственниками.
- рассказывать о Родине.
Следующая задача - создавать условия, способствующие выявлению избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности детей.
Для этого в семье необходимо :
- рассматривать с детьми семейные коллекции;
- рассказывать о своих увлечениях в детстве [8].
В программе «Мой мир» С. А. Козловой в разделе «Что я знаю о себе», есть подраздел «Моя семья, моя родословная». Главная цель этого подраздела – закреплять и развивать любовь и привязанность ребенка к своей семье, формировать представления о семье, о родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков. Методическую работу можно разделить на несколько смысловых частей, в каждой из которых решаются свои задачи, конкретизирующие общие цели:
1. Формировать представления:
- о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом;
- о составе семьи, о родственных отношениях, своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи;
- о родословной, о генеалогическом древе, о принадлежности не только к своей семье, но и к своему роду.
2. Воспитывать нежное, заботливое отношение к своей семье, закреплять чувств уверенности и защищенности [13].
«Наследие» - это комплекс программ, таких как «Круглый год», «Семейный круг», «Святые нами имена» и других. Автор – Новицкая М. Ю. Содержание программ организуют три проблемы, одна из них - человек, его место и взаимоотношения в семье. Цель программы «Семейный круг» - освоение детьми дошкольного возраста нравственных и эстетических ценностей традиционной семейной культуры. В книге собран очень интересный материал, который, несомненно, при его использовании будет способствовать формированию у детей интереса к своей семье [19].
Формируя у ребенка интерес к своей семье, мы параллельно побуждаем его к познанию нового, неизвестного, ведь к семье относятся не только те, кто в данный момент проживают с ребенком, но и более далекие родственники, предки. А как много интересного порой можно узнать, как много из этого можно передать ребенку с определенной целью, в основном с воспитательной целью.
Дети старшего дошкольного возраста должны : иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
Понимать, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
Знать некоторые культурные традиции своей семьи, любимые занятия членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и др.)
Выражать интерес к эмоциям и чувствам людей, уметь узнавать разные эмоциональные состояния людей по мимике жестам.
Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик помогает маме – это ее радует; девочка отказалась выполнить просьбу бабушки – бабушка огорчена).
Дети этого возраста должны проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает – нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку – надо помочь, у бабушки болят ноги – надо идти медленнее).
Выражать в семье внимание к больному : подать лекарство, грелку, принести воды, развлечь.
Рассказывать взрослым о семье. Использовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабуля», «мамочка» и др. [18 ].