Наталья Чумудова
Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников ОВЗ (аутистами)»
В последнее время количество семей, воспитывающих ребенка с аутистическим спектром, растет год от года. Успешность преодоления этих нарушений у ребенка во многом зависит от самих родителей, поэтому столь важна информационная компетентность родителей в данном вопросе.
Публикация «Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Родители – это первые и самые надежные помощники для своего ребенка. Благодаря им, малыш сможет поверить в свои силы, найти понимание и поддержку, справиться с трудностями. Очень важно, чтобы это понимали родители, чтобы в решении проблем ребенка они занимали активную позицию, были ему опорой, знали, как и чем ему помочь, умели это делать. Поэтому необходимо, чтобы родители владели информацией о психофизических особенностях детей с ограниченными возможностями и знали какие методы и средства будут наиболее эффективными в процессе их развития. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями необходима комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации.
От того, насколько родитель готов к осознанию и принятию трудностей, испытываемых ребенком, будет зависеть психологический климат в семье, взаимоотношенияв диаде «родитель-ребенок».
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя логопеда, учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.
На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, поэтому мы очень тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.
Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому мы проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Но исходя из практики работы с детьми мы выделилитри типа родителей:
Первый тип родителей– «Родитель активный»
К сожалению, это самая малочисленная группа– это родители, которые адекватно оценивают возможности своего ребенка, осознают и принимают тот факт, что их ребенок имеет серьезные нарушения.
Родители этого типа занимают активную позицию в процессе коррекции и развития речи у детей (добросовестно и регулярно выполняют все рекомендации педагогов группы, учителя-логопеда, педагога-психолога; посещают групповые и индивидуальные консультации и семинары-практикумы, проводимые педагогами и специалистами; активно включаются во все начинания педагогов группы).
Второй тип родителей – «Родитель пассивный»
Эти родители осознают трудности, которые испытывает их ребенок, принимают их. В учебно-педагогическом процессе они занимают пассивную позицию, считая, что тех усилий, которые приложат педагоги
будет достаточно для того, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения. Нередко родители такого типа оправдывают свое бездействие тем, что не имеют соответствующего образования и опыта («Пусть уж как-нибудь без меня…»; «Они же специалисты, они лучше справятся…»).
Третий тип родителей – «Родитель игнорирующий»
Родители этого типа игнорируют очевидные проблемы детей, ожидая, когда трудности разрешаться сами собой. Такое поведение может быть вызвано разными причинами: незнанием родителями особенностей развития дошкольника, высоким уровнем родительских притязаний, нежеланием признать, что ребенок не оправдал возложенных на него надежд, желанием скрыть от родных и знакомых тот факт, что ребенок нуждается в коррекционной помощи.
Самыми распространё нными методами работы с родителями являются: наглядная информация для родителей, родительские собрания, памятки для родителей, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, информационные стенды, дни открытых дверей. Последние в свою очередь проходят в нашем ДОУ очень успешно. Родители активно интересуются всеми мероприятиями детского сада и принимают в них участие.
Также в работе с родителями мы используем и нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей, выставки совместных поделок, презентации, совместная проектная деятельность с семьей. Каждый год 2 апреля (День всемирного распространения информации по аутизму) мы проводим благотворительный концерт, украшаем детский сад и группы в синий цвет. Распространяем информацию среди родительской общественности о детях с аутистическим спектром. И хочется отметить, что родители, сотрудники, выпускники ДОУ, представители культуры активно принимают участие в данном концерте.
Исходя из выше сказанного можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, логопеда, психолога, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.
Чумудова Н. Н.
Старший воспитатель