МААМ-картинки

Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников

Лилия Кондратьева
Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация:

Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М. :ТЦ «Сфера», 2008.- 224с «Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению

" живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Учитывая тот факт, что каждая семья имеет свой нравственный потенциал, свои традиции и ребенок находится в центре внутрисемейных отношений, благополучных или неблагополучных, необходима связь педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей с целью согласования педагогических путей и методов воспитания».

Публикация «Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова:

1. Духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

2. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

«…Влияние нравственное составляет

главную задачу воспитания, гораздо

более важную, чем развитие ума

вообще, наполнение головы

познаниями»

К. Д. Ушинский

Современное общество переживает один из непростых исторических периодов. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом в становлении нравственно-эстетических представлений. В детстве происходит накопление социально-значимого опыта, формирование отношений к окружающей действительности.

Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится более успешным и благоприятным при согласованной работе детского сада и семьи. Семья есть первый, естественный и в тоже время священный институт, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нём первым совестным движением сердца.

Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей. В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает нравственные отношения, осваивает нравственную позицию. В дошкольный период важно показать ребё нку эталоны нравственности: нельзя говорить «ты плохой», учить нормам нравственного поведения следует через опосредованный образ.

Опыт работы дошкольного учреждения показал, что необходимо систематическое, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду. Детский сад способен взять функции психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. От родителей и педагогов зависит показать детям не словом, а делом, как можно быть достойным уважения, как можно жить радостно и интересно, приносить пользу людям.

С учетом современных требований активный интерес у родителей вызывают визуальные средства общения. Они стимулируют размышления матери и отца о ценностях семьи и детства. В нашем дошкольном учреждении воспитательный процесс формируется на основе культурных традиций, которые предполагают:

- воспитание всесторонне-грамотной личности;

- формирование духовно-нравственных качеств дошкольников;

- взаимодействие, основанное на диалоге педагогов и родителей;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

Тесное взаимодействие осуществляется на занятиях родительской школы по вопросам традиционного воспитания, как способа передачи ценностно-значимого содержания отечественной культуры. Мероприятия, проходящие совместно с родителями, построены по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

Ведущее место отводится организации и проведению совместных праздников. Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры. К праздникам организуются выставки детей, педагогов и родителей.

В программу сотрудничества с семьёй включены мероприятия, направленные на гармонизацию сотрудничества детского сада и родителей : семейные экскурсии, практические семинары, семейные гостиные, вечера досуга, а также праздники Новый год, Масленица, Светлое христово Воскресенье.

Приобщение к нравственности на основе русских народных сказок, театрализованных представлений, воспроизведение малых фольклорных форм. На занятиях осваиваются нравственные правила в отношениях и проведении со сверстниками и взрослыми.

Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражения в творческой, продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, словотворчестве, играх-драматизациях.

Важную роль в приобщении к культурному наследию имеют народные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательную, развивающую, корректирующую и другие воспитательные функции, а так же может служить одним из средств приобщения к народным традициям.

При подборе художественной литературы педагоги акцентируют внимание родителей ориентироваться на положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра; духовное начало и сюжеты, утверждающие: добро, милосердие, послушание, сострадание; отсутствие психической агрессии, что сейчас нередко имеет место в детской литературе.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Таким образом, организационное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Список литературы:

1. Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М. :ТЦ «Сфера», 2008.- 224с.

2. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании/ А. В. Бабаян// Педагогика – 2005 - № 2 - 67-68с.

3 Степанова Е. Н. Воспитательный процесс : изучение эффективности. - М. :ТЦ «Сфера», 2003. -12

Публикации по теме:

Основные направления, национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Консультация для педагогов «Роль наглядной информации во взаимодействии детского сада и семьи» Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления.

Проект по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросу нравственного воспитания дошкольников: «Я и моя семья» (Старший возраст). Пояснительная записка: Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности,.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Храм души моей» Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова.

Роль музыкального руководителя в реализации задач духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Обобщение опыта. Слайд Актуальность В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". Порой родителям.

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей «Считать, что прошлое безвозвратно кануло в Лету, - это значит лишить себя нравственной опоры в истории. Нравственное воспитание народа.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ Курочкина Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 8" Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного.

Традиции духовно-нравственного воспитания в ДОУ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ Н. Н. Мирошник «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Д. Ушинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 3 июля 2017 в 14:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Кондратьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД