Татьяна Плесовских
Роль геокэшинга в совершенствовании пространственных представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
А. Маркушевич
Актуальность
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных представлений о пространстве, является одной из актуальных в области педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Актуальность темы обусловлена и тем, что дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в замкнутом пространстве детского сада, поэтому пространственные представления детей в открытом пространстве оставляют желать лучшего. Многие родители переживают за своих будущих первоклашек, и о том, как они смогут ориентироваться в пределах своего микрорайона идя в школу и обратно из школы домой. Правила дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Формирование пространственных представлений- это важная предпосылка для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста, является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В дальнейшем, это сказывается в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме. Раздел “Ориентировка в пространстве” занимает значительное место в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, С. В. Зайцев, А. А. Столяр. А. А. Люблинская.
Публикация «Роль геокэшинга в совершенствовании пространственных представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
А. А. Люблинская, изучая возрастные особенности восприятия пространства, выделила три категории усваиваемых ребенком знаний о пространстве :
1) понимание удаленности предмета и его местоположения;
2) определение направлений;
3) отражение пространственных отношений.
При этом она дала характеристику развития восприятия пространства, как процесса активного практического взаимодействия ребенка и окружающей действительности.
С. В. Зайцев в своем исследовании изучал особенности развития у старших дошкольников умения создавать пространственные образы объектов и оперировать ими в различных условиях организации деятельности. Он отметил, что «старшие дошкольники обладают умением самостоятельно исследовать пространственную структуру объекта и на ее основе создавать адекватный пространственный образ, опыт, накопленный в результате стихийного научения, обладает большими возможностями для развития гибких и обобщенных пространственных представлений.»
Таким образом, анализ научно методического материала, исследований ученых, показал, что обозначенная проблема, пространственные представления детей, интересовала ученых, педагогов и является актуальной. Наблюдая за тем, как дети делают во время прогулок тайники в песочнице, а потом другие дети с усердием эти тайники ищут, помогая словесно «горячо», «холодно» я решила соединить игру «поиск клада» и образовательные задачи по ФЭМП, а именно совершенствование пространственных представлений. Жизнь требует от нас, педагогов, поиска новых методов и приёмов в работе с дошкольниками. Игра геокэшинг показалась мне именно той игрой, которая позволит совершенствовать пространственные представления у старших дошкольников, и сделать эти познания увлекательными, полезными, результативными.
Геокэшинг – (гео-земля, кэш -клад) клад в земле. Цель игры, состоит в том, чтобы найти тайники, спрятанные другими участниками игры. Геокэшинг - это увлекательная игра, путешествие. Игра заключается в нахождении местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы. Развивается любознательность, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща. Игра геокэшинг выбрана мной неслучайно.
Во –первых, программа по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.
Во –вторых, новизна технологии в том, что: Геокэшинг – это действительно новая технология, позволяющая поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием деятельность дошкольников. Отличительной особенностью игры геокэшинг с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Мы используем адаптированный вариант игры – по картам, схемам, меткам. Сегодня, в условиях реализации образовательного стандарта, детский сад призван формировать компетентности, которые позволят каждому ребенку стать успешной личностью. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. Хочется, чтобы ребята активно пытались сами найти ответы на интересующие их вопросы, проявляли больше самостоятельности, воображения, пытливости. Данная технология, игра геокэшинг, позволяет сделать процесс обучения актуальным, личностно-значимым, интересным, продуктивным, творческим, и в какой-то мере даже азартным.
Таким образом, сформировалась цель моей деятельности: Совершенствование пространственных представлений у старших дошкольников используя игру геокэшинг.
Исходя из этого, были определены задачи :
• Изучить имеющийся педагогический опыт в организации игры геокэшинг.
• Выявить уровень сформированности пространственных представлений у детей.
• Создать предметно развивающую среду для формирования пространственных представлений с использованием образовательного геокэшинга.
• Формировать умения ориентироваться на ограниченной поверхности.
• Познакомить детей с картами, схемами, планом, маршрутом.
• Формировать умение «Читать» простейшую графическую информацию.
• Формировать умения самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
• Ознакомить родителей с приемами образовательной игры геокэшинг.
Опираясь на опыт коллег, ряд источников, исследования ученых, нами определены этапы работы, направленные на совершенствование пространственных представлений у старших дошкольников через игру геокэшинг :
Для решения поставленных задач, и результативной работы важно соблюдать следующие принципы:
• Индивидуально-личностного подхода.
• Обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него, а не только у взрослого.
• Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
• Принцип личного социального опыта ребенка.
Для успешной реализации всех этапов, я использую методы:
• Метод мозговой игры: «Мозговой штурм»
• Метод «открытий». Познавательная деятельность порождает идею – открытие.
• Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует мыслительную активность, помогает найти верное решение из всех возможных.
• Метод диалогичности. Воспитатель – воспитанник собеседники.
В результате наблюдений, наиболее эффективному проведению образовательного геокэшинга и формированию пространственных представлений, способствует создание соблюдение следующих условий:
• Создание соответствующего психологического климата, доброжелательного отношения друг к другу, радостного отношения к познанию, положительных эмоций.
• Соблюдение принципа "права на ошибку".
• Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы в образовательном процессе.
• Учёт индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей.
• Широкое использование игровой мотивации.
• Интеграция познавательной деятельности.
• Развивающий характер заданий на пути поиска клада.
Считаем, что важно соблюдать принцип систематичности и последовательности, переход от одних игр к другим, от простых к сложным. Включать геокэшинг в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. Мы подходим к игре геокэшинг, как к математической игре. Развитие пространственных представлений успешно сочетается с формированием представлений о количестве, форме, величине. Дети раскладывают раздаточный дидактический материал на специальных полосках (верхней или нижней, правой рукой и левой рукой, в различных направлениях. Размещают геометрические фигуры на листе бумаги, соблюдая пространственное ориентирование на ограниченной поверхности. Использую счетные палочки, фишки, картинки, раскладываем их ориентируясь на пространство стола. Игры на учебной доске, составляем картины по словесному сопровождению. Модернизированы обычные настольные игры под игру геокэшинг.
Важно отметить, что в совершенствовании пространственных представлений особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения и практическая ориентировка в групповой комнате, помещении детского сада, на участке.
За пределами группы, на прогулке, играя в геокэшинг, используем подручный природный материал: веточки, камешки, листочки, и т. д. используем их как счетный материал, как метки, по которым ищем клад. Для меня важно достичь максимальной активности детей в этой игре. Поэтому для совершенствования пространственных представлений использую занимательные материалы математического характера, красочное и эмоциональное оформление.
Играя в геокэшинг учу детей ориентироваться с помощью схем пространства, плана пути. Для этих целей играем в игры: «Найди предмет по описанию», «Найди во дворе дерево, отмеченное на схеме», «Найди предметы на участке», «Найди предметы нарисованные на плане», «Расставь по схеме картинки», «Размести игрушки по схеме на столе, на полке и т. д. .
Работа ориентирована и на родителей, одновременно внедряя образовательный геокэшинг в работу с детьми, познакомила родителей с игрой геокэшинг и ее различными вариантами, которые можно проводить в домашних условиях, в непринужденной обстановке, идя в детский сад, сидя в машине, путешествуя и просто отдыхая на даче. Считаю, что семейное воспитание признано приоритетным в условиях реализации образовательного стандарта. Для меня важно искать новые, более действенные формы отношений детского сада с семьей. Наша задача сделать родителей активными участниками педагогического процесса. В работе с родителями использую:
• Консультации и беседы (индивидуальные и групповые).
• Наглядную информацию: памятки, папки передвижки: «Играем вместе», «Учимся рисовать графический диктант», «Играем в геокэшинг»
• Проводим семинары, «Дни открытых дверей», на которых родителям предоставляем возможность познакомиться с приемами геокэшинга.
• Информирую родителей через цифровую фоторамку в ежедневных отчетах.
• Размещаю информацию на сайте ДОУ.
Результат работы.
Данные наблюдений и диагностика показали, что до начала использования игры геокэшинг, диагностика осень 2014г., дети имели:
Высокий уровень пространственных представлений-48%, средний-44%, низкий-7%.
В результате использования геокэшинга результаты изменились. Диагностика, зима 2015 показала, что
Высокий уровень имеют 82%, средний 18% детей
Таким образом, мы увидели, что использование образовательного геокэшинга в совершенствовании пространственных представлений, способствуют повышению уровня пространственных представлений у старших дошкольников. Кроме того,
• У детей прослеживается привычка сосредотачиваться и мыслить самостоятельно.
• Развилось внимание, стремление к новым знаниям.
• Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас пространственных представлений.
• Стеснительные дети включались в игру с огромным желанием, прилагали все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
• С помощью сопровождающих игру заданий на смекалку, сообразительность, ориентирование, закреплялись представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
• Дети научились пользоваться компасами, зашифрованными схемами, картами.
Эти результаты доказали, что именно играя, непринужденно, можно учиться считать, логически думать, анализировать, совершенствовать пространственные и математические представления. Практика работы с детьми показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи. Игра геокэшинг способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме поиска клада, в форме групповой игры, усваивались быстрее, прочнее и легче, чем те, которые были представлены обычными упражнениями. Использование специальных игровых заданий, направленных на развитие познавательных способностей через игру геокэшинг, расширили математический кругозор дошкольников. Игра способствует развитию детей, повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Используя игровые приемы геокэшинга, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.
Заключение
Используя образовательный геокэшинг в совершенствовании пространственных представлений, было замечено, что благодаря игре геокэшинг :
• удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых малоактивных детей.
• Занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка. Приучает считаться с интересами товарищей, поскольку геокэшинг-это групповая игра и отличная школа сотрудничества.
• Игра способствует, сближению детей в совместном решение поставленных задач.
• Дети в этой игре учат друг друга.
• Дети отлично ориентируются в трехмерном и двухмерном пространстве.
Я уверена, что совершенствованные в детском саду знания о пространстве, дадут будущим школьникам возможность чувствовать себя уверенно и на улицах города и в учебном школьном процессе.
Перспектива:
• Продолжать поддержать детскую инициативу.
• Повышение собственного профессионального уровня, компетенции.
• Поиск и внедрение новых форм работы с детьми используя игру геокэшинг.
• Освоение новых пространств за пределами территории детского сада: парки, и улицы города Тюмень.
• Внедрение новых форм привлечения родителей для игры геокэшинг.
• Использование в игре GPS- навигатора.
Геокэшинг – это игра для взрослых, но если использовать адаптированный вариант, какой предлагаем мы, то в игру можно играть, начиная с детского сада. Образовательный геокэшинг показал, что в возрасте шести, семи лет дети прекрасно начинают ориентируются на местности с помощью простой карты, которую делает воспитатель. Дети с удовольствием прячут и находят «клад». Создание и поиск тайников превращаются в активный познавательный процесс. Этот процесс сопровождается выполнением различного рода математических заданий. Игра наполняет жизнь ребёнка новым практическим значением. Внедрение данной технологии помогает расширить границы образовательного пространства и вывести его за рамки ограниченного пространства группы.
Список литературы:
1. .Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М. : Эксмо, СКИФ, 2005.
2. Белошистая А. В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М. : Ювента, 2006.
3. Белькович В. Ю, Гребенкина И. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Мозайка».-М. : ООО «Русское слово-учебник» 2014
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение 1989 г.
5. Галицына Н. С. Формирование графических навыков у дошкольников. Мозайка Синтез, 2007
6. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М. : Учитель, 2007.
7. Кузнецова В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб. : Оникс, Оникс-СПб, 2006.
8. Люблинская А. А. детская психология. М. Просвящение, 1971.415с.
9. Михайловой З. А., Чеплашкиной И. Н., «Математика - это интересно». Игровые ситуации для детей старшего дошкольного возраста : Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб. 2002.
10. Моргачова И. Н. Ребенок в пространстве. Айрис Пресс. 2009.
11. .Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Ювента, 2006.
12. .Семаго Н. Я. Формирование представлений о схеме своего тела. - Айрис-пресс. 2006
13. .Семаго Н. Я. Формирование пространственно- временных и ФЭМП. - Айрис-пресс. 2006
14. Сычева Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М. : Книголюб, 2007.
15. .Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М. : АСТ, Слово, 200
Интернет ресурсы:
https://www.zavedi.ru/autoladyclub/travel/?id=147
https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
https://glazkisad1125.ru/art/75