Елена Петрова
Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем) и взаимодействовать с ним. Способности ребенка будут развиваться под воздействием опыта, который он приобретает в своем жизненном пространстве и который способствует формированию и развитию его личности. Процесс познания окружающего мира происходит через взаимодействие ребенка с окружающим миром. Но процесс познания у ребенка с нарушением зрения имеет ряд особенностей. Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Дети с нарушением зрения не умеют быстро приспосабливаться, адаптироваться к окружающей действительности и очень тяжело переживают свою непохожесть со зрячими детьми. Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную информацию; другие, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания.
Публикация «Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Ребенок с нарушением зрения вынужден в процессе познания и общения опираться на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность). Поэтому, осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира ребенком с нарушением зрения, так как помогает ребенку получить конкретные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. Мы должны дать возможность обрести детям с нарушением зрения тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.
Поэтому педагогам необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития мелкой моторики и осязания используя различные приемы работы: предметно-практическую деятельность; проведение пальчиковых игр, массажа; графические работы.
Мной была разработана дидактическая игра на тактильное восприятие для старших дошкольников «Одень куклу по сезону».
Актуальность данной игры объясняется потребностью зрительного восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, при непосредственном контакте с ним через тактильное восприятие и в правильном сочетании словесных, наглядных и практических методов.
Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений).
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать тактильное восприятие, внимание.
Закреплять умения узнавать на ощупь ткань, из конкретного материала.
Формировать умения сопоставлять ткань с картинкой одежды и временем года.
Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.
Правила игры:
1 этап. Ребенку предлагается картинка с изображением животного(1) и растения (2, которые он должен назвать при этом тактильно их обследовать.
2 этап. Ребенок с открытыми глазами обследует кусочки ткани сделанные из шерсти животного (1) и растения (2).
3 этап. Ребенок с закрытыми глазами обследует кусочки ткани из овечьей шерсти (1, хлопка (2) и выбирает лишний.
4 этап. Ребенок с открытыми глазами по картинкам с изображением одежды зимней (1, летней (2) называет ее (одежду).
5 этап. Ребенок с открытыми глазами тактильно обследует кусочки ткани с опорой на картинки с изображением зимней одежды (1, летней одежды (2) и называет животного (1, растение (2) из которого сделана эта одежда.
6 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать тактильно кусочек ткани варежек (1, джинсовых брюк (2).
7 этап. Ребенок с открытыми глазами рассматривает картинки с изображением всех времен года и называет их.
8 этап. Ребенок с открытыми глазами выбирает из представленных картинок холодное
время года (1, теплое время года (2).
9 этап. Ребенку с открытыми глазами предлагается выбрать картинки с изображением одежды которую носим в холодное(1, теплое (2) время года.
10 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать ткань для холодного (1, теплого (2) времени года.
11 этап. Ребенку предлагается с открытыми глазами одеть куклу для холодного (1, теплого (2) времени года в одежду из тканей (картинок с изображением одежды).
Игра рассчитана на старший дошкольный возраст.
6. Литература:
1. Моурлот Л. И., Ремезова Л. А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста // Самара : СГПУ. 2007.
2. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения// Саратов. 2006.
3. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. // М. : РАОИКП. 1999.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / Под ред. Л. И. Плаксиной // М. : Экзамен. 2003.