Лучший педагог года

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»

ольга коровина
Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из основных задач, стоящих перед руководителями и педагогами дошкольных учреждений на современном этапе, - это придание работе с родителями по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста более систематического характера. Цель этой работы – убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка помочь им осмыслить активную психологическую и практическую роль трудовой деятельности детей в их подготовке к школе.

Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Задачи трудового воспитания старших дошкольников в детском саду и семье едины. Некоторые незначительные различия объясняются тем, что условия жизни и воспитания ребенка в группе детского сада и дома имеют свою специфику.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе,в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателей и помощником воспитателя.

В современном обществе в каждой семье родители на трудовое воспитание имеют индивидуальные взгляды и придерживаются позиций того круга социума, в котором они вращаются. В доме, где есть прислуга и дети не приучаются к самому элементарному труду нельзя использовать традиционные формы трудового воспитания дошкольников.

Задачи трудового воспитания старших дошкольников в семье таковы :

- воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человеку-труженику на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

- формирование знаний, представлений о трудовой деятельности – ее цели, планирования, общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;

- воспитание желания и умения трудиться, устойчивой привычки к труду;

- формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности;

- совершенствование имеющихся трудовых навыков и формирование новых, воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремление ответственно к ним относиться;

- формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца;

- воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);

- обучение организации труда (с чего начать работу, какие ее главные этапы, как, чем закончить дело, какой способ наиболее рациональный для достижения поставленной цели (цель может определяться самим ребенком или родителями;

- развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе с другими членами семьи;

- воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи, изготовленные другими членами семьи);

- формирование потребности в оказании помощи родным, соседям по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых.

Важное условие трудового воспитания –не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.

Как же добиться того, чтобы трудовое воспитание в семье проходило наиболее успешно?

Прежде всего для этого необходимы общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых ее членной, наличие у ребенка постоянных обязанностей, вовлечение ребенка в совместный труд и др. Но взрослые, занимающиеся воспитанием трудолюбия, должны знать и о специфических способах трудового обучения и воспитания.

Назовем основные методы и приемы, необходимые для руководства различными видами детского труда :

• определить цель труда (если ребенок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);

• помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;

• учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д. ;

• показывать и объяснять, как лучше это делать, советовать как успешнее выполнять поручения, обязанности;

• пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

• выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

• вспомнить вместе с ребенком основные «трудовые правила»(работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);

• поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;

• систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;

• подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);

• поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильные решения (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню;

• читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди, какие трудовые действия они совершают.

Взрослый должен учитывать: разные задачи трудового воспитания требуют и определенной специфики используемых методов. Например, при обучении ребенка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно) систематически упражнять ребенка. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.

Формируя мотивы труда, (для чего, кому он нужен, приятен, полезен, взрослые не могут не заметить их неразрывной связи с нравственными установками ребенка: ребенок гораздо лучше понимает, зачем это надо сделать, если взрослый пробуждает в нем добрые, гуманные чувства. Исследования ученных показали как эффективно влияет мотив на качество труда, отношение к нему, его результаты.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают ребенка или предъявляют ему необоснованно высокие требования. Между тем, ребенок обязательно должен испытывать удовлетворение от своего труда и от оценки взрослого. Кроме того, он, как правило, прекрасно осознает несправедливость повышенной оценки. А другой будет очень огорчен, может даже потерять веру в свои силы, если мама или папа не отметит его желания хорошо работать, его старательности, а увидит только промахи, недостатки, будет критиковать.

Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка. Причем, чем больше возможности ребенка для получения благоприятного результата, тем объективнее, строже должна быть оценка, чтобы он не зазнался. А неумелого, но старательного, добросовестного, можно чуть-чуть перехвалить, любой его успех отметить. Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека. Учитывая это, взрослые должны быть едины в своих оценках.

Оценка должна помочь ребенку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.

Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребенка. Особенно важен, необходим такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми. Опыт практической работы свидетельствует: труднее всего привлечь родителей к совместной работе, пробудить у них желание, несмотря на занятость, участвовать во всех мероприятиях по всеобучу, организуемых детскими учреждениями, и совершенствовать себя как воспитателей.

Развитию родительской активности существенно способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они могут использоваться практически во всех формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных (лекции,, беседы, консультации).

Подобные методы стимулируют потребность над различными ситуациями, искать решение тех или иных педагогических задач, активнее использовать на практике имеющиеся знания. Родители начинают критически оценивать собственную воспитательную деятельность, учатся понимать ребенка, более сознательно подходить к выбору методов педагогического воздействия.

Некоторые воспитатели умело используют недолгие утренние и вечерние встречи с родителями. Беседы в форме вопросов-ответов и рекомендаций помогают родителям, побуждать их задавать вопросы, размышлять. Например, воспитательница утром спрашивает у матери Игоря, мальчика неорганизованного, недисциплинированного, особенно дома:» Нина Ивановна, скажите пожалуйста, как сегодня прошли у Игоря сборы в детский сад. Он долго искал свои вещи, и Вам пришлось ему помогать?» - «Нет, немного лучше, потому что вечером мы с ним все приготовили, как вы посоветовали! Даже варежки Игорь не забыл высушить перед сном».

Нередко общение воспитателей и родителей в утренние и вечерние часы касаются в основном бытовых, санитарно-гигиенических проблем. Это естественно и закономерно. Но и общение по поводу этих проблем можно сделать более содержательным. Воспитательница говорит матери Вики : «Когда будете пришивать к пальто вешалку и пуговицу, пусть дочка сядет рядом с Вами и посмотрит: ей ведь скоро шесть лет, она уже может и сама пришить пуговицу к платью для куклы, если вы ей покажете». А Вике воспитательница соответствует попросить маму, чтобы она научила ее работать с иголкой и ниткой.

Важная задача педагогов – повысить заинтересованность родителей и активизировать их участие в родительских собраниях, центральным вопросом которых является доклад воспитателя на определенную педагогическую тему. Проблемный характер доклада, тесная связь теории с практикой, основанной на фактах, примерах из жизни детей в детском саду и семье, - необходимые условия, без которых невозможно активизировать внимание родителей к этим проблемам, их обсуждение и, в конечном счете, совершенствовать семейное воспитание.

Например, освещая на родительском собрании тему «Нравственное воспитание детей в труде», воспитатель может поставить по ходу изложения проблемные вопросы:

1. Для нравственного развития детей пяти-шести лет важны мотивы трудовой деятельности (забота о близких, помощь младшим, и т. д.). Как вы считаете, не противоречит ли это положение возрастным возможностям ребенка,, осознает ли он свои занятия как труд? Может быть, для него это игра?

2. Как вы считаете, должны ли дети старшего дошкольного возраста выполнять трудовые обязанности или можно ограничиваться отдельными поручениями и привлечением ребенка к совместной работе с родителями? Какова роль обязанностей и поручений в нравственном воспитании, в развитии воли?

В ходе обсуждения этих проблемных вопросов и родителям, и воспитателям необходимо опираться на свой жизненный опыт и имеющиеся у них знания. В конце обсуждения воспитатель должен подвести итог (насколько актуальная тема, проявили ли родители к ней интерес, насколько были они активны).

Активизация воспитательной деятельности родителей способствуют и проблемные педагогические ситуации, предлагаемые воспитателем на тематических занятиях и беседах. Для обсуждения ситуации можно организовать различные формы педагогического всеобуча. Особенно эффективны такие обсуждения при объединении родителей, других членов семьи в небольшие группы на основе дифференцированного подхода с учетом уровня трудового воспитания детей, структуры семей и др. Это могут быть родители, которые интересуются какими-то конкретными вопросами трудового воспитания : родители ленивых, гиперактивных или детей с другими проблемами.

Очень важную роль в педагогическом просвещении играют газеты и информационные листы для родителей. В газете можно поместить небольшую статью об опыте семейного трудового воспитания, написанную самими родителями или воспитателем, дать информацию о том, как прошел субботник по благоустройству детской площадки, каковы результаты и какие еще предстоят совместные дела, в них можно давать рекомендации по организации хозяйственно-бытового труда или труда на домашнем огороде, можно поместить интересный рассказ или стихотворение или список рекомендуемых произведений для детского чтения по трудовому воспитанию дошкольников. В газете можно поместить статью об одном из родителей, мастере своего дела, заслуживающем ознакомления.

Существенное значение в работе с детьми старшего дошкольного возраста и родителями играют домашние задания.

Эта форма педагогического просвещения, которая способствует более целенаправленному приобщению отцов и матерей, других членов семей к воспитанию ребенка, в том числе и трудовому. Велико и воздействие этих заданий на личность ребенка, на формирование у него качеств, необходимых будущему школьнику. Домашние задания не должны быть сложными. Нельзя перегружать взрослых, да и его родителей. Следует также учитывать наличие у дошкольника опыта выполнения подобных заданий и возможности семьи. Домашние задания могут быть едиными для всех воспитанников группы или индивидуальными. Они весьма разнообразны по содержанию, преследуемым целям и т. п.

Значение систематических домашних заданий (не чаще одно раза в неделю) в том, что они обогащают общение родителей, других семейных воспитателей с детьми. Цель заданий – сформировать у детей психологическую и практическую подготовленность к новым для них условиям, которые их ожидают в школьной жизни, новому режиму (дома необходимо учить уроки, делать домашние задания, которые проверяет учитель.). Если воспитатель будет еженедельно выяснять, что и как сделано дома, согласно заданию (а если нет, то почему) фиксировать это в дневнике, у детей станут развиваться такие ценные качества, как самостоятельность и ответственность за порученное дело. Более легким окажется процесс преодоления у некоторых детей забывчивости, рассеянности, неответственного поведения.

Приведем примеры типичных домашних заданий.

1. Просмотреть с родными и отобрать детские книжки, в которых рассказывается о труде взрослых и ребят, попросить взрослого почитать одну из них, в понедельник рассказать какие книжки есть дома, кто их написал, назвать 2-3 произведения.

2. Попросить родителей прочитать стихотворение о труде (раздать текст стихотворения, выполненного в форме информационных листов.

3. Помочь старшим в работе на огороде, в саду или уборке квартиры, в приготовлении пищи, рассказать как трудился, как оценили работу родные.

4. Нарисовать что-либо о том, как взрослые трудятся на работе или дома.

5. Смастерить с кем-нибудь из взрослых игрушку, сувенир, предварительно решив для чего (поиграть, украсить квартиру, подарить, рассказать в детском саду о том, что и как сделано, можно принести показать)

6. Попросить маму, папу, бабушку или дедушку рассказать о своей работе, скоро в группе будет беседа с детьми и каждый ребенок сможет тогда интересно рассказать о труде родных.

7. Сделать дома серьезное важное дело, нужное для всей семьи, предложив родителям свою помощь :»Мама, давай я это сделаю вместо тебя. Я уже большой и смогу!» и др.

Чтобы убедить родителей в необходимости выполнения домашних заданий, воспитателю следует рассказать о них на групповых собраниях, во время бесед, консультаций, включать их в материалы подготавливаемой выставки или папки-передвижки, информировать их в информационных листах или групповой газете. Сначала определить суть домашних заданий, а потом конкретный материал: «Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Пожалуйста внимательно отнеситесь к нашей просьбе и советам. Речь идет о несложных домашних заданиях для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнение заданий способствует воспитанию внимания, самостоятельности и организованности, ответственности за порученное дело, качеств важных для формирующейся личности ребенка, в недалеком будущем ученика первого класса. Наше первое задание… (смотри выше). Товарищи родители, поддержите детей, развивайте у них положительное отношение к домашним заданиям, формируйте полезную привычку. Эта ваша педагогическая работа не потребует особого времени, но будет способствовать росту авторитета взрослого в глазах ребенка, положительно влиять на его развитие, подготовку к школе».

Привлекая детей к выполнению домашних заданий, устанавливая этапы и сроки его выполнения, воспитатели и родители постоянно готовят детей к школе, делают его жизнь дома наиболее разнообразной и интересной. Кроме этого это сближает родителей и детей, обогащает общение педагогов детского сада и семейных воспитателей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Роль отца в воспитании ребёнка» Консультация для родителей на тему: «Роль отца в воспитании ребёнка». Воспитание детей – это один из самых сложных процессов, к которому.

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Роль семьи в подготовке ребенка к школе Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей» Воспитатель: Капсомун Светлана Борисовна Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей. [/u] Дидактические игры создаются взрослыми.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад №221» Консультация для родителей «Роль.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи дошкольника» Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. ТО, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребёнка,.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей» Воспитатель: Капсомун Светлана Борисовна Роль семьи в воспитании маленьких детей велика. Но как воспитывать детей в первые годы их жизни.

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ» Педагогика семейного воспитания – это одна из труднейших задач о воспитании. Семье принадлежит основная социальная функция - воспитание.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей» Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль воспитателя и родителей в экологическом воспитании дошкольников» Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 08:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем ольга коровина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД