Татьяна Архипова
Роль игры в развитии познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в развитии познавательных процессов
у детей с общим недоразвитием речи
Особенности детей с ОНР состоят в том, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, мышление, восприятие. Развитие учебно-познавательных действий является основной целью коррекционно-воспитательного процесса, при этом особое значение приобретает специальный подбор (с учетом особенностей развития детей) учебных заданий наглядного, предметно-практического и мыслительного характера. Формированию психических процессов помогают специальные развивающие упражнения, задания, применяемые как составная часть логопедических занятий. Применение подлинных коррекционных воздействий оказывает решающее влияние на формирование различных психических функций и личности ребенка в целом.
Публикация «Роль игры в развитии познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На наших занятиях мы стараемся, прежде всего, содействовать переходу от наглядно-практических действий к мыслительным операциям. В этом нам помогает коррекционно-развивающая модель «Странички волшебных игр».
Задания, которые выполняют дети, помогают развивать у них творческое мышление, образную память, воображение и фантазию, а также мелкую моторику пальцев рук.
При проведении развивающих упражнений, направленных на развитие мышления ребенка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (форма, цвет, размер) к сравнению по существенным признакам (игра «Четвертый лишний»). Работая с разрезной картинкой «Времена года» из развивающего пособия «Странички волшебных игр», мы выясняем: а) как ребенок справляется с комбинированием; б) как соотносит части и целое; в) действует ли он при составлении картинки методом проб и ошибок или же старается представить в уме картинку в целом.
Идея игры «Вставь фигуру» (Клоун Гоша с шариками) взята из трудов известного итальянского педагога М. Монтессори. С помощью ряда своеобразных заданий и умелого принципа саморазвития ей удалось успешно влиять на интеллектуальное развитие детей. Развивая зрительную память, используем красочный наглядный материал, поскольку в этом возрасте ребенок лучше воспринимает зрительную информацию, нежели слуховую. Игра «Волшебный квадрат» (автор В. Воскобович) развивает у детей образное мышление, пространственное воображение, тренирует память, внимание, развивает пальцевую моторику и способность сравнивать анализировать, сопоставлять. Игра «Забавные буквы» развивает произвольное внимание, память, воображение, мышление, ориентировку в пространстве.
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Это проявляется у детей при составлении описательных рассказов (технологии Ткаченко Т. А.).
Творческие способности связаны с воображением, они позволяют ребенку находить оригинальные способы придумывания загадки или истории (технологии Венгера, Нищева, Большева). Чтобы заинтересовать детей и более эффективно развивать процессы произвольного внимания, мы используем различных гномов «появись – исчезни», «дели – объединяй», «великан – кроха».
Следует отметить, что любое занятие имеет смысл только тогда, когда оно не просто развивает способности ребенка, а способствует развитию его личности. Это возможно, когда взрослые понимают и принимают каждого ребенка как уникальную неповторимую личность. Развивающее занятие эффективно только в случае установления партнерских отношений с ребенком, поддержки его творческих проявлений.
Мы всегда помним, что занятие с дошкольниками – не школьный урок, поэтому старались создать такие условия, чтобы дети могли свободно передвигаться по комнате. Организация подобных занятий потребовала от нас особой гибкости. Например, если ребенок быстро и легко справлялся с заданием, предлагали ему более трудный вариант, и наоборот, в случае затруднений подольше задерживались на простых. Ни в коем случае не форсировали выполнение задания, не упрекали ребенка в том, что он чего-либо не умеет. Если ребенок смел и уверен в себе, старались постепенно учить его критически оценивать свои ответы, если застенчив, нерешителен, старались сначала подбодрить его и поддерживать любую его инициативу. Если ребенок стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшим ответом, пробовали заинтересовать его, насыщая знакомое новым содержанием, и наоборот, если видели, что ребенок «увядает», не может двигаться вперед, помогали ему выбрать один вариант.
Использование нами игры на занятиях позволило значительно активизировать мыслительную деятельность детей, перенести ее развлекательную функцию на развитие мыслительных процессов, таких, как сравнение, обобщение, абстрагирование. Раскодирование схем (алгоритмов) помогало успешному самовыражению личности ребенка, проверки его возможностей. Каждый успех окрылял детей, вызывая у них желание действовать еще и еще.