Брагазина Мария
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание (развитие) дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.
Публикация «Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Формирование сенсорной культуры – это одно из важнейших оставляющих развития и воспитания детей раннего возраста.
Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.
Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве.
Основные задачи в сенсорном воспитании детей раннего возраста
Первый год жизни.
Происходит обогащение ребенка впечатлениями.
Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
Второй-третий год жизни.
Дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.
Дети должны накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Более успешному развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста способствуют дидактические игры.
Дидактические игры
Дида ктика (др. -греч. «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения.
Задача дидактических игр – сформировать сенсорные эталоны (общепринятых образцах каждого вида свойств и отношений предметов, сформировать у детей представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.
Дидактическая игра является:
-игровым методом обучения детей дошкольного возраста;
-формой обучения;
-самостоятельной игровой деятельностью;
-средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:
-учебное (познавательное);
-игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры: он учит и играет, а дети, играя, учатся.
В дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности.
Существует множество дидактических игр, и разделить их можно по зонам воздействия:
-для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
-для развития слуха («угадай по голосу»);
-для развития вкуса («угадай по вкусу»);
-для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т. д.).
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
-игры с предметами (игрушками, природным материалом);
-настольно-печатные;
-словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.
Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др.
Дидактические игры – один из наиболее эффективных методов организации сенсорного воспитания, для проведения которых необходимо формировать особую среду, позволяющую детям организовывать деятельность как с воспитателем, так и без него, самостоятельно.
Развивающая предметно-пространственная среда
Важнейшее психолого-педагогическое условие – наличие развивающей предметно-пространственной среды ДОО со специальными сенсорными уголками и элементами системы М. Монтессори, используемой в процессе проведения дидактических игр.
Именно она является важным фактором сенсорного развития детей раннего возраста.
В группе детей раннего возраста создание развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.
Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсорного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Все групповое пространство должно быть доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры и соответствовать возрасту ребенка, то есть материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка. В целях создания развивающей предметно-пространственной среды в группе организуется сенсорный уголок, который предназначен, главным образом, для:
1) стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
2) снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
3) создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
4) активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
5) повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.
Примеры развивающих игрушек
Сортеры
Цель сортера – научить ребенка логически мыслить.
Путем сортирования деталей малыши не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание.
Каждый сортер имеет свои особенности, поэтому подобрать его можно для любого возраста и степени развития.
Бизиборды
Бизиборд (от англ. busy board — занимательная доска) — это развивающий стенд, игрушка, как правило, в виде доски, на которой надежно закреплены различные элементы для развития сенсорного восприятия (развития органов чувств).
Главная задача бизиборда – предоставление ребенку интересных и безопасных объектов для самостоятельного исследования.
Бизиборд способствует развитию:
-мелкой и крупной моторики (это умение только начинает развиваться в возрасте 1 года);
-логики и причинно-следственных связей;
-памяти (особенно зрительной, звуковой и тактильной – чем больше стимулов, тем лучше развитие);
-усидчивости и концентрации внимания;
-настойчивости в достижении цели.