марина семенкина
Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста».
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021 года (долгосрочный).
Тип проекта: опытно-экспериментальный.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Период младшего дошкольного возраста является одним из самых благоприятных для сенсорного воспитания и развития органов чувств. Познание окружающего мира ребенком начинается именно с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие, и более того, от него зависит все дальнейшее развитие личности.
Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости выявления и развития методов сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Благодаря тому, что в младшем дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью, роль ее в этот период неоценима. Вовлекаясь в игру, дети приобретают новые знания, умения и навыки. Игровая деятельность превращает скучное и посредственное обучение в увлекательное и веселое занятие.
Настольные сенсомоторные игры направлены на развитие восприятия, мелкой моторики, образности речи, логического мышления.
Цель работы – изучить роль настольных игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – роль настольной игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования предполагает следующее: система настольных игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Настольные игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть сенсорное воспитание и его трудности у детей дошкольного возраста.
3. Определить роль настольных игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
4. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
5. Познакомить детей с дидактическими играми и правилами этих игр;
6. Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
7. Развивать мелкую моторику рук;
8. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
9. Оказание родителями помощи в изготовление настольных игр для развития сенсорных способностей детей;
10. Выявить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами настольных игр.
В исследовании использовались следующие методы: анализ литературы по теме исследования, педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования основана на анализе работ следующих авторов: М. Монтессори, Ф. Фребеля, О. Декроли, А. П. Усовой, А. В. Запорожец, А. Г. Рузской, В. П. Зинченко, Е. И. Тихеевой, Л. С. Выготского, В. С. Мухиной и многих других.
Развитие мелкой моторики благоприятно сказывается на общем развитии ребёнка и улучшении его речи. Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребёнка: режим, игры, занятия, прогулки.
Проблемы сенсорного развития детей:
- недостаточная информированность родителей о важности сенсорного развития детей;
- знания детьми формы и цвета отрывочные и бессистемные;
- навыки обследования предмета недостаточно развиты.
Формы организации детей:
- «Педагог и ребенок» - при совместной деятельности педагога с ребенком;
- «Я и мама» - при совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
- «Я – сам» - при самостоятельной деятельности ребенка с дидактической игрушкой или пособием.
Методы работы с детьми:
- Словесные (рассказ, ответы- вопросы, объяснение, художественное слово);
- Наглядные (рассматривание, сравнение);
- Практические (экспериментирование, продуктивная деятельность)
- Игровые (игровая деятельность).
Одной из важнейших форм сенсорного воспитания является дидактическая игра. (виды: игры с предметами, словесные игры, настольно-печатные игры).
Правила игры направлены на управление игровыми действиями и достижения игровой цели. Результат игры. Самое важное в этой части игры – отметить достижения каждого ребёнка, похвалить за проявленные во время игры качества.
Также существуют определённые принципы игры:
Принцип системности (игра развивается и усложняется последовательно);
Принцип повторности (обусловленный индивидуальными особенностями развития детей);
Принцип наглядности (представлен материальными предметами игры);
Принцип добровольности;
Принцип таинства игры;
Принцип региональной направленности;
Принцип развития игры (внесение новых элементов и правил при повторном использовании игры).
Успешность использования настольной игры для сенсорного воспитания так же зависит исполнения педагогом нескольких важных правил подбора и ведения игр:
1. Выбирая настольную игру, воспитатель должен четко определить требования, которым она должна отвечать.
2. Игра должна соответствовать уровню развития младших дошкольников и отражать реальную картину мира.
3. Обеспечение возможности игры для одного ребенка или для группы.
4. В игре у ребенка должна быть возможность самоконтроля при выполнении задания.
5. Материалы игры должны быть прочными, крупными, с достоверно выполненными изображениями, отвечать санитарным нормам.
Настольные игры можно разделить на несколько подвидов:
Игры на выделение части или целого (пазлы);
Логические игры, головоломки (детское лото, разноцветное домино, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера).
Опытно-экспериментальная работа
Опытно-экспериментальная работа велась на базе детского сада с детьми второй группы раннего возраста, группа № 1 Карапуз, с разным уровнем сенсорных способностей и возможностей.
Экспериментальное исследование проводилось с 12 детьми и в ходе этой работы были выявлены их уровень развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак предмета (автор Т. В. Николаева). Возраст детей колеблется от 2 до 3 лет.
Эксперимент проходил по трём этапам:
1. этап, констатирующий;
2. этап, формирующий;
3. этап, контрольный.
Цель: выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, участвующих в эксперименте. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов.
Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Образовательная деятельность педагога с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить дидактические игры на развитие всех сенсорных способностей.
Этапы работы:
1. В течение первых двух занятий выявить уровень познания сенсорных эталонов (форма, величина, цвет) и их применения.
2. На протяжении 2-х месяцев проводить с детьми занятие в формате настольных игр.
3. В конце этого срока провести повторное исследование уровня знаний младших дошкольников в области сенсорных эталонов и их применения.
4. Составить практические рекомендации по организации сенсорного воспитания дошкольников с помощью настольных игр.
Продукт проекта:
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
- Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
- Презентация для родителей.
- Фотовыставка «Учимся, играя».
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало эксперимента.
Дата проведения: сентябрь 2021 г.
Задачи:
- провести диагностический опрос младших дошкольников на восприятие цвета, формы, величины;
- зафиксировать полученные данные в таблицу.
Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением. Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый, двух разных величин (большой, маленький). Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе). Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа). Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Таблица 1
Задание 1. Определение величины предметов
№ п/п ФИО ребенка Результат
1. Перизат И. -
2. Тимур Д. -
3. Дариус С. +
4. Эмилия Р. -
5. Мария И. +
6. Савелий Б. +
7. Мирослава А. +
8. Эвелина А. -
9. Мария М. -
10. Елизавета С. -
11. Давид В. -
12. Олег Т. +
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) 5
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). 7
Некоторые дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух и трех контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Семь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.
Таблица 2
Задание 2. Определение цвета предметов
№ п/п ФИО ребенка Результат
1. Перизат И. -
2. Тимур Д. -
3. Дариус С. -
4. Эмилия Р. -
5. Мария И. +
6. Савелий Б. -
7. Мирослава А. +
8. Эвелина А. +
9. Мария М. -
10. Елизавета С. -
11. Давид В. -
12. Олег Т. +
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) 4
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). 8
Исходя из результатов, видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов.
Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Из таблицы №2 видно, что восемь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Задания выполнили 4 человека, 4 человека назвали не все основные цвета (затруднения вызвали синий и зеленый цвета, 4 – испытывали большие затруднения при назывании основных цветов.
Таблица 3
Задание 3. Определение формы предметов
№ п/п ФИО ребенка Результат
1. Перизат И. -
2. Тимур Д. -
3. Дариус С. -
4. Эмилия Р. -
5. Мария И. -
6. Савелий Б. -
7. Мирослава А. +
8. Эвелина А. -
9. Мария М. -
10. Елизавета С. -
11. Давид В. -
12. Олег Т. +
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) 2
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). 10
У большинства детей недостаточно сформировано восприятие формы предметов; наибольшие затруднения вызывают треугольник и квадрат. Трудности также вызывают умения соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы.
На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных способностей, мы определили, что у многих детей сенсорные способности развиты недостаточно. Можно предположить, что при активном использовании настольных игр результаты детей станут лучше.
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения настольных игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению сенсорных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой гипотезой для проверки её эффективности.
Формирующий этап длился в течение двух месяцев, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие сенсорных способностей.
С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем. Совместная с взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста.
Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, в частности, усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами настольных игр по составленному перспективному плану. Время проведения: Сентябрь 2021 г. – Ноябрь 2021 г.
Условия проведения образовательных мероприятий: 1) обеспечение эмоционального благополучия благодаря индивидуальному подходу в общении, уважительное отношение к потребностям детей; 2) поддержка проявлений инициативности детей с помощью предоставления им свободы выбора деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
Этапы работы:
1. В течение первых двух занятий выявить уровень познания сенсорных эталонов (форма, величина, цвет) и их применения.
2. На протяжении 2-х месяцев проводить с детьми занятие в формате настольных игр.
3. В конце этого срока провести повторное исследование уровня знаний младших дошкольников в области сенсорных эталонов и их применения.
4. Составить практические рекомендации по организации сенсорного воспитания дошкольников с помощью настольных игр.
Материалы и оборудование, использованные для исследования роли настольных игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Оборудование:
1. Блоки Дьеныша.
2. Палочки Кюизенера.
3. Настольно-печатные игры на классификацию и группировку картинок по признаку.
Для проведения образовательной деятельности были разработаны задания для детей с использованием представленного выше оборудования. Задания выполнялись каждым ребенком самостоятельно или в команде. Если ребенок при выполнении задания демонстрировал затруднение, педагогом производилось соответствующее действие, и ребенок должен был его повторить. Если после объяснения ребенок все еще не справлялся, то использовался метод совместных действий (действие производилось руками ребенка при помощи педагога).
Выполнение каждого задания оценивалось по нескольким параметрам:
1) Понимание и принятие задания;
2) Способность ребенком самостоятельно обнаружить ошибки при выполнении;
3) Заинтересованность процессом и результатом деятельности;
4) Самостоятельность при выполнении задания;
5) Следование правилам;
6) Точность выполнения задания.
Все настольные игры были разделены на блоки: по восприятию цвета, формы, размера. Нами использовались как готовые игры, в основном настольно-бумажные, с готовым материалом и игровой задачей, так и игры с различными вариантами использования существующих материалов.
Контрольный эксперимент.
После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами настольных игр, был проведён контрольный эксперимент по определению эффективности проделанной нами работы.
Цель: выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, участвующих в эксперименте. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов.
При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсорного развития дошкольников в группе.
На таблицах 4-6 показаны результаты проведения теста после формирующего эксперимента. Время проведения: ноябрь 2021 г.
Таблица 4
Задание 1. Определение величины предметов
№ п/п ФИО ребенка Результат
1. Перизат И. +
2. Тимур Д. +
3. Дариус С. +
4. Эмилия Р. +
5. Мария И. +
6. Савелий Б. +
7. Мирослава А. +
8. Эвелина А. +
9. Мария М. -
10. Елизавета С. +
11. Давид В. +
12. Олег Т. +
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) 11
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). 1
Таблица 5
Задание 2. Определение цвета предметов
№ п/п ФИО ребенка Результат
1. Перизат И. +
2. Тимур Д. +
3. Дариус С. -
4. Эмилия Р. +
5. Мария И. +
6. Савелий Б. +
7. Мирослава А. +
8. Эвелина А. +
9. Мария М. +
10. Елизавета С. +
11. Давид В. -
12. Олег Т. +
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) 10
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). 2
Таблица 6
Задание 3. Определение формы предметов
№ п/п ФИО ребенка Результат
1. Перизат И. +
2. Тимур Д. +
3. Дариус С. +
4. Эмилия Р. -
5. Мария И. +
6. Савелий Б. +
7. Мирослава А. +
8. Эвелина А. +
9. Мария М. -
10 Елизавета С. -
11. Давид В. -
12. Олег Т. +
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) 8
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). 4
Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством настольных игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом.
Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 11 детей достаточный уровень сенсорного развития; у одного ребенка средний уровень, детей с низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают, что настольные игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни.
Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы.
В ходе первого констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у большинства детей недостаточно сформировано сенсорное восприятие цвета, формы, величины, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств, формирующих представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.
В ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс настольных игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение родителей в области сенсорного развития детей; создание предметно-пространственной среды в группе детского сада.
При определении результатов исследования роли настольных игр в сенсорном воспитание детей младшего дошкольного возраста мы ориентировались на следующие показатели:
1. Ребенок подбирает предметы по цвету.
2. Знает и подбирает по названию две геометрические фигуры из трех предложенных.
3. Соединяет элементы фигуры, чтобы получилась целая без ошибок.
4. Умеет сопоставлять предметы по величине, длине, ширине, высоте.
5. Знает названия не менее 3-5 видов транспорта.
6. Знает названия не менее 5 видов животных.
7. Может сопоставить предмет с его свойством.
8. Может сравнить предметы по существенным признакам и подобрать обобщающее слово.
9. Может назвать предмет, если ему описать этот предмет по известным признакам.
10. Может самостоятельно осуществить классификацию предметов на основе имеющихся обобщений по одному признаку.
11. Умеет считать в прямом порядке до 5. Знает значения слов «много», «мало», «один».
12. Раскладывает по порядку последовательные картинки.
13. Находит отличия на похожих картинках.
14. Среди 10 игрушек или картинок находит по памяти те 5, которые вы ему до этого показывали.
В результате 2-х месяцев экспериментальных занятий с детьми на основе настольных игр было выявлено, что дети хорошо справляются с заданиями, в которых основной дидактической задачей является определение и сопоставление цветов, они не допускают ошибок и могут произвольно назвать не менее 5 цветов, могут скомпоновать разные предметы из разных категорий по цвету.
Хорошо выполняют задачи в играх, направленных на определение и конструирование простых форм из блоков или палочек. Немного сложнее обстоит дело с созданием сложных форм предметов из менее простых.
Дети демонстрируют отличные знания предметов окружающего мира. Могут назвать несколько видов фруктов или овощей. Важно отметить, что ребенок рассказывает о свойствах предметов, только если ему зададут конкретный вопрос. Если спросить про размер, ребенок и ответит «большой/маленький», он не скажет, что «мяч большой, а еще красный и круглый».
Все дети выполняют задания в соответствии со своей возрастной нормой: быстро устанавливали контакт со взрослым, были заинтересованы во время игр. Действовали целеустремлённо, в случае ошибок исправляли их вместе с воспитателем. При выполнении заданий дети пользовались методом проб, практическим примериванием, а также использовали зрительную ориентировку.
Дети были активно включены в игры: каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, и т. д. ; более уверенно владели эталонами. Результаты этого исследования показали, что настольные игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.
Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы: система настольных игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Настольные игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.
В результате проведенной работы у детей наблюдалась:
положительная динамика уровня развития мелкой моторики;
сформировалось устойчивое представление о сенсорных эталонах;
сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определенному признаку;
улучшились показатели внимания, памяти, речи.
Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми
Конкурс «Лучший центр Сенсорики» - Мы победили!
Фотовыставка «Учимся, играя».
Мозаика «Волшебный сундучок»
Блоки Дьенеша
Занимательные крышечки Фрутоняня
Страна геометрических фигур
В лесу родилась Ёлочка
Список литературы
1. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста /Е. А. Янушко. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2009. 72с
4. Поляшова Н. В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /Н. В. Поляшова, А. А. Матафанова //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1 (6). – С. 280-282.
5. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: пособие для воспитателей, родителей. М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. 223 с.
6. Комарова И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /И. В. Комарова, Л. Л. Махина //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 11. – С. 144-149.
7. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С. Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 18 22.
8. Букатов В. М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина /В. М. Букатов. – СПб: Речь, 2010. – 253 с.