Ольга Васильевна Васильева
Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
Для развития детей дошкольного возраста особое значение имеют дидактические игры.
Публикация «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка.
Педагоги с большим предпочтением используют дидактические игры в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем, когда им предлагают просто запомнить.
Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение, развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память.
Дидактическая игра для второй младшей группы детского сада: «Веселые матрешки»
Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков.
Содержание.
Дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд)». Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я матрешка - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой.
Дидактическая игра для средней группы детского сада: «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать и называть круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Материал: 4 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.
Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
Дидактическая игра в старшей группе детского сада: «Посчитай фрукты»
Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.
Материал: набор картинок по 7 штук яблоки и груши.
Содержание. Воспитатель выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок: яблоки и груши (на некотором расстоянии одну от другой) и спрашивает: «Как называются эти фрукты? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что фруктов поровну, по 5. Воспитатель добавляет яблоко и спрашивает: «Сколько стало яблок? Как получилось 6 яблок? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких фруктов получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше? Как сделать, чтобы фруктов стало поровну по 6. (Подчеркивает, если один фрукт убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 яблоко и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 фрукту в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать фрукты. Аналогичным образом знакомит с числом 7.
Дидактическая игра для подготовительной группы детского сада: «Сосчитай и назови»
Цель: уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.
Материал: барабан, раздаточный материал (картинки с разным количеством предметов от 5 до 9) по количеству детей.
Содержание. «Сосчитайте, сколько раз ударит молоточек, и покажите карточку, на которой нарисовано столько же предметов» (Педагог извлекает от 5 до 9 звуков). После этого предлагает детям показать свои карточки.