Косова Любовь
Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры способствуют:
Публикация «Методическая разработка „Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Игры настольно-печатные
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: развитие сенсорного восприятия
Задачи:
- Развивать умение различать и называть цвета.
- Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами.
- Учить группировать предметы по определённому признаку.
- Развивать усидчивость.
- Развивать речь.
Описание: К каждой банке с краской нужно подобрать четыре предмета соответствующего цвета. Кроме подбора цвета ребенок еще должен определить место для данного предмета, ориентируясь на форму контура.
Можно играть как в «лото», раздав детям банки и вытаскивая из мешка картинки, определять цвет и владельца банки.
Дидактическая игра «Найди тень»
Цель: умение находить заданные силуэты путем наложения.
Задачи:
-Развивать познавательную деятельность.
-Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
-Развивать приемы зрительного наложения.
-Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.
Описание: 1 вариант. Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением овощей и фруктов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно - белую) какой-либо картинки. Ребенок должен найти карточку и наложить тень на имеющуюся у него картинку.
2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой - цветные изображения картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на цветные картинки.
3 вариант. Группируем карточки на «овощи», «фрукты».
Дидактическая игра на нахождение одинаковых форм листьев.
Подбери осенний лист по тени.
Дидактическая игра-лото «Времена года».
Правила игры
Четырем игрокам раздаются большие карточки (поле, маленькие карточки перемешиваются и выкладываются на стол картинками вниз.
Ведущий по очереди переворачивает карточки, показывает их игрокам и громко называет, что изображено на картинке. Игрок, нашедший на своем поле такую же картинку, накрывает соответствующую ячейку на своем поле. Выигрывает тот, кто первым накроет все ячейки на своем игровом поле.
Варианты игры: Ребенок выбирает себе одну картинку (поле) с определенным временем года. После чего, ребенок должен определить по силуэту, что изображено на картинках и найти соответствующие карточки из набора.
Дидактическая игра «Где, чей домик?»
Картинки для игры "Кто где живет"
Попросить ребенка подобрать к каждому животному свой домик.
Закрепляем знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).
Игра состоит из парных картинок: домик и животное, которое в нем живет.
Предложить ребенку на выбор взять сначала животных, а потом подобрать к ним домик.
Пазлы «Кто что ест»
Кролик - трава, цыпленок - зерно, лошадь – сено
Кот - молоко, свинья - овощи, мышь - сыр.
Дидактические игры развивают мышление и речь детей. Пополняется словарь ребенка, формируется правильная речь, умение правильно выражать свои мысли. Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Таким образом, при правильном руководстве, игра становится школой воспитания детей младшего дошкольного возраста. Руководя игрой, взрослый воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.