Ирина Уфимцева
Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Планируя целенаправленную работу по ознакомлению и приобщению детей к народному творчеству, осуществляю с детьми 5 – 7 лет. Эта деятельность началась с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Итоговым мероприятием стал «Город мастеров», на котором дети поучаствовали в викторине по народным промыслам и посетили выставку предметов народных промыслов.
Публикация «Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников» размещена в разделах
В произведениях народного творчества отражается любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений много идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца. От всего живого, что любит человек. Поэтому, помимо занятий по ознакомлению с народными промыслами, техникой рисования, лепки включена НОД по изучению народно-изобразительного искусства в ритме традиционного календаря – от осени до лета.
В процессе формирования навыков декоративного рисования, лепки и аппликации я использую следующие приемы и методы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения смотра детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающих жестов (для выделения элементов росписи, последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых, сложных элементов узора;
-сочетание различных видов изобразительной деятельности;
-включение в ход занятий ИКТ;
-использование музыки, литературных материалов, элементов театрализованной деятельности.
Организация образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира и включает в себя два этапа:
- знакомство с промыслами
- формирование навыков рисования и лепки.
На каждом занятии провожу мини- беседы о том или ином народном промысле с показом изделий народных мастеров (деревянные ложки, матрешки, дымковские игрушки или фотографии и картинки). Вместе с детьми рассматриваем их, сопровождая необходимыми пояснениями для того, чтобы помочь детям разобраться в особенностях того или иного промысла. Для большего эмоционального восприятия детьми народного искусства использую устное народное творчество (потешки, стихи, прибаутки).
При знакомстве с изделиями народных умельцев решала следующие задачи:
- познакомить с русскими народными промыслами, вызвать интерес к народному творчеству;
- формировать навыки рисования элементов росписей и лепки народных игрушек;
- развивать умение работать со схемой.
Помимо задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
решаются и задачи из других образовательных областей:
- физическое развитие :
формировать умение координировать, согласовывать движения с речью;
развивать мелкую моторику рук.
- социально-коммуникативное развитие :
формировать эмоционально- волевую сферу, отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми и родителями;
воспитывать любовь к родному краю, наследию предков, уважение к их труду.
- познавательное развитие :
формировать и расширять представление о многообразии предметов декоративно- прикладного искусства;
расширять представления о материалах, из которых мастера создают произведения искусства (глина, дерево, керамика, нитки и др.).
- речевое развитие :
обогащать словарный запас;
развивать диалогическую и монологическую речь;
развивать интерес к устному народному творчеству.
От беседы перешли к практической части:
- учились рисовать элементы росписей, лепить народную игрушку, на следующих занятиях знакомились с новыми элементами, приемами лепки, а также закрепляем цветовую гамму. Перед тем как рисовать элементы на бумаге, прорисовываем их в воздухе. В практике своей работы широко использую дидактические игры: «Узнай по описанию», «Повтори элемент», «Составь узор», «Обведи и раскрась»…. Цель этих игр – обучение технике рисования элементов, развитие мелкой моторики рук, закрепление представлений о промыслах, цветовой гамме, развитие фантазии, композиционных умений. Постепенно от рисования на полосе, квадрате, круге переходим к росписи плоскостных силуэтов. Когда дети знакомятся с тем или иным элементом, обращаю внимание на индивидуальность каждого узора. Дети начинают рисовать, лепить увереннее от занятия к занятию. По мере накопления эстетических впечатлений у детей развивается зрительное восприятие, слух, формируется интерес. Они осваивают в действительности цвет, линии, звуки, движения, ритм, симметрию, которые постепенно выступают перед ними как прекрасные формы и свойства. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние детей, их настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру. Рассматривание предметов народных промыслов вызывает у детей радость, добрые чувства. Формирование навыков рисования, приемов лепки строится от простого к сложному. После того как технические навыки сформированы, развиваю у детей творческое воображение, используя дидактические игры: «Парные картинки», «Декоративное домино», «Собери целое», «Узнай игрушку»…. использую их как на занятии, так и в свободной деятельности. Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, самостоятельно составлять, рисовать узоры. На протяжении всей работы организуются выставки детских работ для родителей с целью показать их успехи в освоении народных росписей. Многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят ее в развитии речи, мышления. Они недооценивают того, что восприятие ребенком народного искусства, оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Поэтому провожу просветительскую работу с родителями. Основная задача в этом направлении – это привитие интереса к изобразительному искусству; формирование умения пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Помогают в решении этих задач папки- передвижки и консультации. В них содержатся методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания предметов декоративно-прикладного искусства; как научить рисовать элементы росписи и составлять узоры; о чем рассказать. Кроме того для родителей оформляю передвижные выставки дидактических игр, способствующих развитию интереса к декоративно-прикладному искусству, художественно-творческих способностей, воспитанию любви и уважения к культуре своего народа. Обязательно вместе с играми помещены советы по организации игр с детьми. В результате проведения НОД, игротек, работы с родителями у детей появляется устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству. Дети умеют хорошо ориентироваться на листе бумаги, усваивают элементы росписей, цвета; улучшаются навыки владения кистью.
В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты формирования у детей представлений о народном искусстве и художественных приемов рисования и лепки по мотивам декоративных росписей. Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которые показывают уровень интереса к народному творчеству, художественной активности, скульптурных и изобразительных навыков. В процессе работы по приобщению детей к народному искусству я пришла к следующим выводам:
- ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает благоприятное влияние на эстетическое развитие детей; искусство вносит в мир ребенка радость и положительные эмоции.
- при знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
- изучая декоративно-прикладное творчество, дети познают окружающую природу, обогащают словарный запас, развивают умение связно излагать свои мысли.
- дети различают виды росписей (по цветовой гамме, узору, материалу).
- дети усвоили разнообразные приемы рисования и лепки при передаче той или иной росписи, игрушки.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное искусство как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. Искусство в жизни ребенка является методом образного познания жизни; оно дает богатое содержание, несущее ребенку множество глубоких переживаний, мыслей, знаний. Оно развивает умственные способности и воспринимающий аппарат ребенка.