ЗЧ
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка рукоделия «Вдохновение» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в МБУ Подростковый клуб «Ровесник». Содержание курса направлено на развитие интереса к рукоделию и творческих способностей обучающихся, а так же, на систематическое формирование умения видеть и понимать прекрасное, что способствует развитию стремления к самостоятельному творчеству и воспитанию эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства „Вдохновение“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, цветными нитками, лоскутами, скорлупами, гофрированной бумагой, салфетками, красками и разным подручным материалом. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть детям 12-17 лет даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В процессе занятий рукоделием у детей воспитываются такие личностные качества как аккуратность, усидчивость, самостоятельность, умение работать в коллективе, необходимые для профессиональной трудовой деятельности в будущем. Что имеет большое значение для подготовки и адаптации. Именно поэтому направление и содержание программы кружка считаю актуальным.
Программа кружка «Вдохновение» рассчитана на детей с 6 до 17 лет. Программой предусматривается нагрузка 173 часа. Группа работает 2 раза в неделю по 2-2,5 часа, всего 77 занятий. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый состав группы – 15 человек.
Цель программы:
•расширить кругозор детей в направлении декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, сформировать у учащихся устойчивый интерес к рукоделию, способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса.
•создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности
Основные задачи программы.
Обучающие:
•познакомить детей с различными видами декоративно-прикладных направлений ручного творчества;
•обучение умению планирования своей работы;
•научить приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
•развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
•развитие образного мышления;
•создание условий к саморазвитию учащихся;
•развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
•воспитание уважения к труду и людям труда;
•формирование чувства коллективизма;
•воспитание аккуратности.
Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, оформительская деятельность, лепка, дизайн, шитье, вязка, оригами.
Принципы, лежащие в основе программы:
•доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
•наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
•демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
•научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
•«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
•наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
•исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
•групповой – организация работы в группах;
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети:
•научатся различным приемам работы с различными материалами для декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства;
•научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
•будут создавать композиции с изделиями;
•разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
•овладеют навыками культуры труда;
•улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
•Составление альбома лучших работ.
•Проведение выставок работ:
– в подростковом клубе «Ровесник».
•Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Проведение ярмарок.
Глоссарий
Креативность (от англ. сreate- создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Творчество – в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта (википедия).
Творчество – творение, сотворение, созидание, деятельностное свойство («Толковый словарь русского языка» В. И. Даля).
Техники, используемые в работе с детьми
Декупаж или салфеточная техника (от франц. «вырезать») – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.
Рисование пальцами и ладошкой – техника рисования при помощи пальчиков и ладошки с использованием краски.
Рисование на камнях – создание художественных образов на основе природных форм (камешков).
Аппликация – изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи.
Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Кляксография - рисунок кляксами, выдувая их через соломинку.
Витраж – произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, расчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проема, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Натюрморт – изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающие природу; жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, зданий.
Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку.
Монотипия – один из простейших графических техник. По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской или красками, сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности.
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании состовляющих его элементов; предназначенный для украшения различных элементов, архитектурных сооружений.
Роспись – один из самых древнейших видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа.