Татьяна Семченко
Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад №366»
Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства
«Человек по натуре своей – художник.
Он всюду так или иначе,
стремится вносить в свою жизнь красоту…»
А. М. Горький
«Давайте детям больше и больше
созерцания общего, человеческого, мирового;
но преимущественно старайтесь знакомить
их с этими через родные и национальные явления»
Публикация «Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В. Г. Белинский
Народное декоративно-прикладное искусство, будучи одним из средств этетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве. Народное искусство по содержанию национальное и способно активно воздействовать на духовное развитие человека. [2]
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. В этом возрасте подготавливается почва для нравственного роста и любви к окружающему. Природа родного края – неиссякаемый источник для творчества. Близость детям творчества народа обусловлена тем, что его образы связаны с укладом окружающего мира, родной природой. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи – это целый мир переживаний. Народное искусство живёт наблюдением природы, окружающей жизни. В своей практике мы обращаем большое внимание детей на окружающую красоту природы. Заостряем внимание дошкольника на красоте деталей, например на цвет и изящную форму листьев деревьев, травинок, цветов, разнообразие снежинок,зимние узоры на окнах. Накопленные впечатления дети реализуют в своих рисунках, росписях тарелок, узорах на глиняных фигурках.
Ребёнок нуждается в ярких образах, звуках, красках. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество - соединяют в себе всю мудрость и красоту языка. [1] Всё это мы ежедневно внедряем в своей деятельности. Чтение, инсценировка сказок с использованием дымковской, филимоновой, каргопольской, богородской игрушки. В создании сказочной атмосферы используем народные песни, мелодии.
Мелодии, ритмы, движения, песня пляска – выражает характер и широту души русской. В музыкальные минутки шалости включаем подборку заводных русских народных песн.
Лепка, резьба, вышивание, роспись и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которым владеет народ. В утренние и вечерние часы в индивидуальной работе дети закрепляют знания о народной игрушки, полученные на занятиях. Каждый вид народного творчества развивает духовно ребёнка. Важно, чтобы воспитатели сами были проникнуты уважением к народности. [2]
Произведения народного искусства всегда яркие по цвету, просты по форме, по замыслу приближенны к жизни, поэтому легко воспринимаются детьми. В своей практике используем наглядные материалы – плакаты с узорами, игрушками, жёстовскими подносами, показываем видео о народных промыслах в рамках недельных выставок по тому или иному народному промыслу.
В области народного искусства есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать в работе с дошкольниками. Эта деятельность воспитывает у детей трудолюбие, развивает умения, навыки, знакомит с разнообразием художественного материала. В своей работе мы используем такой материал для поделок, как древесная кора, листья, яичная скорлупа, крупы глина, ветки, шишки и другие природные материалы.
Важно преподнести разнообразие народного творчества и заинтересовать дошкольника. Так у нас постоянно действует выставка «Мир красоты», где рядом с игрушками, декоративной посудой располагаются книги, иллюстрации, подборка народных мелодий, фото мастериц занятые за народными промыслами поможет познакомить детей с богатством и разнообразием творчества народных художников. Необходимо чтобы предметы русского народного творчества внедрялись в быт. [1] В группе использована отделка детской мебели элементами народного творчества, жёстовские подносы служат для размещения наглядного материала, композиции с дымковской игрушкой украшают полочки. Внедряя народное творчество в быт детей кукольная мебель, постельные принадлежности, бельё, игрушечная посуда силами воспитателей и родителей украшена элементами народной росписи. Обращая внимание ребёнка на элементы оформления вещей, мы приобщает дошкольника к прекрасному, зарождая искру божью, искру творчества, которая спрятана у каждого в душе.
Стимулом для самостоятельных игр «Музей», «Театр» «Магазин игрушек», «Прогулка в парке» могут послужить атрибуты костюмов: кокошники, юбки, расписные вёдра коромысла, зонтики, шкатулки и т. д. Самое главное – ребенок приобретает навыки самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Например, если в игровой ситуации возникла необходимость в дополнительном атрибуте, наши ребята сделают его сами: нарисуют, лепят, вырезают. [1] Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, мы сами вместе с детьми вступаем в игру, лепим, рисуем, вырезаем, создавая красивые предметы. Почти у каждого ребёнка появляется желание сделать так же. Работами детей украшаем группу, оформляем выставку для родителей в приёмной или для всего детского сада, участвуем в выставках за пределами дошкольного учреждения. Так постепенно у детей формируется положительное отношение к подобному виду деятельности, желание делать красивые вещи.
Необходимо привлекать родителей к тому, что делает дошкольное учреждение по ознакомлению детей с прикладным народным искусством. Информацию об этом родители получают на собраниях, в беседах и консультациях, через наглядные материалы, размещённые в «уголке родителей», на сайте детского сада или на страничке группы в социальной сети.
Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного». [1]
Литература:
1. Н. Б. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М. : Просвещение, 1990г.
2. А. П. Усова. Русское народное творчество детскому саду. - М. : Просвещение, 2001г.
3. Народное искусство в воспитании детей. – М. : Российское педагогическое агенство. - 1997г.
4. Журнал «Юный художник» - №8,1991г, №10,1993 год.