инга мирвис
Программа по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Русские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство
социального развития и семейной политики
Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ГКУ СО КК Директор ГКУ СО КК
«Краснодарский социально- «Краснодарский социально-
реабилитационный центр для реабилитационный центр для
несовершеннолетних» несовершеннолетних»
___ Н. А. Скрыпченко ___Н. А. Кульчицкая
«11» апреля 2015 года «11» апреля 2015 года
Публикация «Программа по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства „Русские узоры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Орнамент и узоры
- Темочки
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства
«Русские узоры»
Разработчики: воспитатели отделения диагностики
и социальной реабилитации Мирвис И. Г.,
Сливова Л. В., Кравченко Г. Д.
Краснодар
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено
народом, сохранено,
что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь детям открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Актуальность данной программы заключается в следующем. Так как у детей нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Подержать в руках подлинные изделия с хохломской и мезенской росписью, жостовскими подносами, предметы гжельской керамики, цветочными узорами полхов-майдана и т. д. В ходе реализации данной программы дети познакомятся с историей народного творчества, узнают приемы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Цель программы : формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы :
• Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
• Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приводимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
• Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;
• Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Методика и технология реализации:
Программа состоит из 5 разделов, разделенных на темы. Общий объем занятий – 12 часов.
Категория обучаемых: несовершеннолетние подростки в возрасте 7-12 лет.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в группе по 5-7 человек, для всех видов практических занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 минут.
Форма проведения: групповая.
Данная форма организации позволяет объединить детей с различными навыками в одну группу, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т. е. на протяжении всего цикла проведения нет повторяющихся занятий.
Индивидуальная работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей в ходе реализации программы.
Занятия проводятся в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки при необходимости.
Состав исполнителей: социальные педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специально оборудованная комната для проведения занятий,
Ожидаемые результаты реализации программы : научить несовершеннолетних:
• Различать и называть виды народного декоративно-прикладного искусства;
• самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
• выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
• расписывать изделие в соответствии с народной росписью;
• применять в работе полученные знания, умения и навыки;
Формой подведения итогов реализации данной программы являются : участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в реабилитационном центре.
Мониторинг эффективности работы: осуществляется на всех этапах реализации программы.
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству :
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает;
• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
• Оригинальность.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Хохломская роспись
1.1. Теоретическое занятие: «Край, где родилась хохлома».
Знакомство детей с историей хохломской росписи. Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства; знакомство с хохломской росписью и ее особенностями; определение основной цветовой гаммы.
1.2. Практическое занятие: «Узор «травка»».
Обучение рисованию простейшим элементам травного орнамента. Продолжение ознакомления с хохломской росписью и ее особенностями.
1.3. Практическое занятие: «Русский сувенир».
Роспись различной посуды хохломским узором. Расширение и уточнение представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды, особенностях её росписи.
2. Цветочные узоры Полхов-Майдана
2.1. Теоретическое занятие: «Знакомство с Полхов - Майданской росписью».
Знакомство детей с росписью Полхов – Майдана. Развитие у детей эстетического восприятия, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы. Воспитание интереса к народному декоративно – прикладному искусству. Желание овладения навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.
2.2. Практическое занятие: «Цветочные узоры». Элементы Полхов – Майданской росписи»».
Обучение детей рисованию простейших элементов цветочного узора. Продолжение ознакомления с Полхов – Майданской росписью и ее особенностями.
2.3. Практическое занятие: «Наряды для девиц. «Майданская роза»».
Роспись нарядов силуэтов кукол Полхов-Майданской росписью. Продолжение ознакомления детей с особенностями росписи Полхово-Майдана (колорит, композиция, элементы). Обучение расписывания растительного узора в стиле Полхов-Майданской росписи, используя карандаши, восковые карандаши, акварель или гуашь.
3. Гжельская роспись
3.1. Теоретическое занятие: «Гжель». Синь России»».
Знакомство детей с русским народным промыслом – Гжель, историей его возникновения, особенностями внешнего вида, цветовой гаммой, разнообразием мазков и узоров. Обучение выделению характерных особенностей росписи. Формирование у детей умению распознавания гжельской росписи из множества других.
3.2. Практическое занятие: «Элементы Гжельской росписи».
Знакомство детей с гжельской росписью. Обучение умению детей распознаванию характерных элементов росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок "Капелька", мазок с тенью, цветы, листья, птицы. Развитию у детей чувства цвета.
3.3. Практическое занятие: «Роспись посуды Гжелью».
Продолжение ознакомления детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Закрепление знаний о промысле, колорите, элементах росписи. Закрепление приемов рисования в технике «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий. Развитие творческой активности и интереса к рисованию. Обучение умения оценивания работы сверстников.
4. Мезенская роспись
4.1. Теоретическое занятие: «Мезенская роспись». История возникновения росписи».
Знакомство детей с народным промыслом нашей страны – Мезенской росписью. Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства; знакомство с Мезенской росписью и ее особенностями.
4.2. Практическое занятия: «Наряд для русской красавицы». Мезенский орнамент»».
Роспись нарядов силуэтов кукол Мезенской росписью. Продолжение ознакомления детей с особенностями Мезенской росписи (колорит, композиция, элементы). Обучение росписи растительным узором в стиле Мезенской росписи, используя восковые карандаши, акварель или гуашь.
5. Заключительное занятие: «Моя любимая роспись».
Роспись силуэтов изделий в соответствии с народной росписью. Применение в работе полученных знаний, умений и навыков. Умение самостоятельно провести анализ изделия; определить последовательность выполнения росписи. Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность, оригинальность.
Список используемой литературы
Основная литература
1. «Искусство – детям» Хохломская роспись. Учебное издание. Мозайка синтез Москва 2013
2. «Искусство – детям» Цветочные узоры Полхов - Майдана. Учебное издание. Мозайка синтез Москва 2013
3. С. В. Вохринцева. Дидактический демонстрационный материал для организации изодеятельности «Учимся рисовать Гжель. Издательство «Страна фантазий» 2005
4. С. К. Жегалова. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература.
Дополнительная литература
1. О. И. Вовикова. Раскраска. Хохломская роспись. Москва. «Стрекоза», 2013
2. О. И. Вовикова. Раскраска. Полхов – Майданская роспись. Москва. «Стрекоза», 2013
3. О. И. Вовикова. Раскраска. Гжельская роспись. Москва. «Стрекоза», 2013
4. О. И. Вовикова. Раскраска. Мезенская роспись. Москва. «Стрекоза», 2013