Мисюткина Наталья
Конспект открытого занятия «Опыт с воздухом» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема"Невидимка-воздух"
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве,обратить внимание на свойства воздух.
Программные задачи: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ;
закреплять интерес к экспериментированию,к исследовательской деятельности;воспитывать желание сохранять природу,при необходимости оказывать ей помощь.
Публикация «Конспект открытого занятия „Опыт с воздухом“ для старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Демонстрационный материал:оборудования для опытно-экспериментальной деятельности с воздухом,мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал: полиэтиленовые мешки (по количеству детей); стаканы с водой, коктельные трубки (по количеству детей); мыльные пузыри (по количеству детей);воздушные шары,острые палочки,веера.
Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии ; наблюдения на прогулке за ветром. Беседа о безопасном поведении с острыми предметами. Заучивание стихотворений,отгадывание загадок.
Интеграция образовательной деятельности:
1. Социально-коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская.
Планируемые результаты: Учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
- Ребята,давайте вспомним, что такое живая природа.
(Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы,рыбы. (показывает картинки)
-Без чего не может существовать живая природа?
(Живая природа не может существовать без воздуха,без воды,без солнца,без питания.)
- Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.
-А теперь вспомним,что относится к неживой природе.
(Неживая природа - это всё что нас окружает:звезды, луна,планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.) (показывае картинки)
-Неживая природа-это всё то,что не растёт,не дышит,не развивается,она не может жить без неживой природы.
- Спасибо ребятам за сообщение.
(раздаётся стук в дверь)
Винни-Пух:Ой, помогите, спасите, лечу!
- Кто это там кричит (открывает двери?
(В комнату на воздушных шариках залетает Винни-Пух).
-Здравствуй,Винни-Пух! Как ты к нам попал?
Винни-Пух: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно!
(Лопаются три шара,выпадают записки)
Винни-Пух загадывает загадки.
Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
Но не видишь его.
(Воздух)
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
(Воздух)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
-Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
(Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.)
-Каким должен быть воздух?
(Чистым,без пыли и грязи.)
Винни-Пух:Ой,ребята,как у вас здесь интересно. Можно мне остаться?
- Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Винни-Пух:О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
- Погоди. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Винни-Пух :Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
- Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем, что воздух действительно есть.
-Как мы можем это сделать?
(Провести опыты.)
-А где мы можем проводить опыты?
(На улице,в помещении,на природе.)
-Да,ребята,опыты можно проводить везде. Но есть специальные лаборатории где проводят эксперименты.
Лаборатория-это помещение, в котором проводятся исследования, анализы и эксперименты, на специальном оборудовании. В лабораториях разрабатываются и тестируются современные материалы и разнообразные новые продукты – например, парфюмерия,косметика. В таких исследованиях используются специальные приборы, оборудование и посуда. Работа в лабораториях требует аккуратности и строгого соблюдения правил гигиены. Поэтому учёным приходится проводить эксперименты в специальной одежде (халатах, комбинезонах, использовать перчатки, маски, для защиты людей от вредных последствий.
-Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые.
(дети переходят за столы)
Опыт №1 «Как поймать воздух».
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.
-Что произошло с пакетами?
(Они надулись.)
-Что в них находится?
(Воздух.)
- Вы его видите?
(Нет.)
-Какой он?
(Бесцветный.)
Винни-Пух:Я уверен, что там ничего нет!
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к Винни-Пуху).
Винни-Пух: Я его не вижу, но чувствую.
- Молодец,Винни-Пух! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт № 2 «Воздух внутри человека»
- Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите?
(Пузыри.)
-Что выходит из воды с пузырями?
(Воздух.)
-Откуда он берется?
(Он находится внутри нас.)
-Почему он поднимается на верх?
(Он лёгкий.)
- Потому, что воздух легче воды.
-Ребята,Винни-Пух! У меня для вас есть небольшой сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри).
-Что это?
(Мыльные пузыри.)
- Давайте немного поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.
Физминутка «Мыльные пузыри».
-Ребята,почему у одних детей пузыри большие?-
(Значит в них много воздуха вдохнули.)
-А у других почему маленькие?
(Потому что в них мало воздуха.)
-А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
-Как вы думаете, воздух имеет вес?
Винни-Пух: Конечно, нет!
- Давайте проверим.
Опыт №3 «Имеет ли воздух вес?»
(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)
-Что у меня в руках?
(Воздушный шар.)
-Почему он так называется?
(Его надули воздухом.)
-У меня два одинаковых воздушных шара и весы. Их можно сделать самим, из веревочки и палочки (показывает весы).
-С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
-Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
-Что произошло?
(Шар лопнул и поднялся вверх.)
-Какой можно сделать вывод?
(Шар с воздухом имеет вес.)
-Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Винни-Пух: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
-Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
(Нет.)
-Скажи,Винни-Пух,как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Винни-Пух: Меня ветер принес.
-Ребята,а давайте мы сделаем ветер сами,ведь ветер это движение воздуха.
В нашей лаборатории мы приведём воздух в движение.
Опыт №4 «Движение воздуха»
-Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
(Ветерок.)
-А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали?
(Ветерок.)
-Ребята,давайте послушаем стихи о воздухе.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
-Мы с вами много узнали о воздухе,но главное,что без воздуха человек жить не может.
-Ребята,а давайте вместе с нашими гостями проведём ещё один опыт. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
-Почему вы убрали руку и открыли рот?
(Что бы дышать.)
- Чего вам не хватало?
(Воздуха.)
- Хорошо вам было без воздуха?
(Плохо.)
- Мы с вами хорошо поработали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
-Давайте вспомним все, о чем мы говорили.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух имеет вес.
5. Воздух движется.
6. Мы дышим воздухом.
Винни-Пух:Спасибо вам ребята за такие интересные сообщения. Теперь я самый умный на свете!
- Приходи к нам обязательно еще.
Винни-Пух: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!