Надежда Север
Конспект занятия для старшей группы «Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-познакомить детей с воздухом;
-показать, что воздух есть вокруг нас, познакомить со способами его обнаружения;
-показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, в губке и его можно увидеть;
-закрепить полученные знания путем опытов, проведенных самими детьми;
-учить самостоятельно, делать выводы и умозаключения;
-доставить детям радость от ознакомления с воздухом.
Материал к занятию :
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
-демонстрационный: стеклянная банка (пустая, полиэтиленовый пакет, таз с водой, губка, стакан, салфетка;
-раздаточный: соломинки, кубики, полиэтиленовые пакеты, губки, ватные и воздушные шарики на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент:
Есть невидимка
В дом не просится,
А впереди людей
Бежит торопиться. (воздух)
-Кто догадался, что это? (ответы детей)
-Как ты узнал?
-Почему вы так решили? (добиваться, чтобы дети обосновывали свои ответы)
2. Основная часть:
Показываю детям чистую пустую банку и спрашиваю: «Есть ли в этой банке что-нибудь?». (Нет)
-Это не так. В банке кое-что есть, но вы не смогли этого увидеть.
-Давайте возьмем мешочки и положим в них кубики. Какими стали мешочки? (выпуклыми)
-Правильно, когда в мешочке что-то есть он становиться выпуклым. А теперь выложите кубики и посмотрите, есть ли в пакетах что-нибудь? (нет)
- Давайте скрутим пакеты со стороны отверстия. Они вздуваются, значит, становятся выпуклыми, значит, в них что-то есть? Что же в них находится? (воздух)
-Да, ребята, это воздух. Воздух находиться везде : в пакетах, в банке, в стакане, в комнате. Хотя воздух и невидим, но он находиться везде и иногда его можно увидеть.
Беру стакан с пластилином на дне, прикрепляю к нему салфетку и отверстием вниз опускаю в таз с водой так, чтобы он был полностью погружен.
-Есть ли вода в стакане? (нет)
-А что находиться в стакане? (воздух)
-Почему вы так думаете? (дети обосновывают свои ответы)
-Ребята, посмотрите, намочилась ли салфетка?
Прошу одного из детей подойти и вынуть салфетку, попробовать на ощупь сухая она или нет.
-Так, что же помешало воде достать до салфетки? (воздух) Ребята, когда я опускала, стакан в таз с водой воздух его поднимал вверх и не давал воде попасть внутрь. Кто из вас хочет попробовать? (2-3 ребенка проводят эксперимент)
-А теперь попробуйте помахать рукой у лица и скажите, что вы чувствуете? (воздух) Правильно это ветер. Это ощущение было вызвано движением воздуха. Мы с вами можем ощущать воздух по-разному. Хотя он и не видим.
Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас с вами. А находится он там в специальном органе, который называется «легкие». Хотите почувствовать, как ваши легкие наполняются воздухом?
Физкультминутка: «Насос». Тогда встаньте ровно, руки положите на ребра, вот так. И все, вмести, делаем вдох через нос. Чувствуете, как ваши ребра раздвинулись? А теперь выдох через рот, и ребра снова стали на место. Когда воздух заполняет ребра они раздвигаются в стороны. (дети вмести с педагогом делают упражнение еще несколько раз). Вот как мы натренировали наши легкие. А теперь устроим маленькие соревнования.
(Педагог берет два ватных шарика и предлагает нескольким детям сдуть шарики от одной линии до другой на скорость).
-Какие вы ловкие, а теперь давайте проверим где еще есть воздух?
Возьмите стакан с водой и соломинку, один конец опустите в стакан, а в другой осторожно подуйте. Что вы видите в воде? (пузырьки)
-Откуда они появились? Что это? (воздух) Да, правильно это воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. Значит, если в воде образуются пузырьки, что это? (воздух)
-Ребята, теперь подуйте из соломинок в таз с водой. Что вы видите? (пузырьки воздуха) Значит, там тоже есть воздух, в воде тоже есть воздух.
- А теперь возьмите губки. Как вы думаете, в них есть воздух? (да) А что произойдет, если мы опустим губки в таз с водой? (ответы детей) Давайте все вместе проверим, что же произойдет.
Дети погружают губки в таз с водой, при этом выделяются пузырьки воздуха.
-Видите, ребята, воздух есть везде. Нас с вами окружает воздух.
3. Заключительная часть:
Подведение итогов с помощью вопросов, закрепляю полученные знания детей.
-Кому нужен воздух?
-Что станет, если не будет воздуха?
-Как мы с вами можем сберечь воздух чистым, свежим?
-Что нельзя делать, чтобы воздуха не стало меньше?
В конце занятия можно провести подвижную игру с воздушными шарами.