Лучший педагог года

Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах

Эльзара Тохтарова
Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах
▼ Скачать + Заказать документы

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

С ВОЗДУХОМ И ВОДОЙ

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но порой бывает опасно.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка

и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется

Публикация «Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах» размещена в разделах

на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы

знаний и умений и создают постройку, сказку и т. д. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием. Предлагаем вниманию читателей примерные конспекты совместной партнерской

деятельности взрослых с детьми.

ЗАНЯТИЕ 1

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Поиск воздуха

Программное содержание. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь.

Оборудование. Воздушные шары, емкости с водой, трубочки, бумажные кораблики, изготовленные самими детьми.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня к нам на занятие прилетели два воздушных шарика : один веселый, толстый, румяный, а второй бледный, худой и грустный. Как вы думаете, почему второй шарик такой? (В нем нет воздуха, он сдулся.) А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Посильнее его надуть.) Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? (Воздух.) Откуда же берется воздух? (Мы его выдыхаем.) Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту и выдохните. (Дети выполняют.) Что вы почувствовали? (Движение воздуха.) Надуйте ваши шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. (Дети надувают шарики и зажимают их пальцами.) Теперь опустите шарики в небольшие тазики с водой, которые стоят на столах, отверстием вниз и разожмите пальцы. Что появляется в воде? (Пузырьки.) Откуда они берутся? (Из шариков выходит воздух.) Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставьте ладонь. Что вы почувствовали? (Струю воздуха.) Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? (Выходят пузырьки – это воздух.) Значит, и из трубочки, и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Воздух вокруг нас. Для чего он нужен человеку? (Чтобы дышать.) А как попадает воздух в легкие человека? (Через рот и нос.) Воздух можно почувствовать. Вспомните: как мы это делали? (Подставляли ладонь под струю воздуха.) А еще воздух можно увидеть. Как мы это делали? (Дули в трубочку, опущенную в воду, и видели пузырьки.)

Проводится подвижная игра «Воздушные шары».

Воспитатель. Представьте, что вы самолеты. Чтобы взлететь, нужно вдохнуть как можно больше воздуха (топлива). Вдохнули? А теперь полетели! Крылья самолетов покачиваются, самолеты летят плавно и красиво. Но воздух (топливо) кончается, и самолеты приземляются на аэродром.

Дети садятся за столы. Перед ними бумажные кораблики, сделанные ими самими, и тазики с водой.

Воспитатель. Опустите кораблики на воду. Смотрите: они плывут. Что мы можем сделать, чтобы кораблики поплыли? (Подуть на них.) Попробуйте. Что же двигает наши кораблики? (Воздух.) А откуда берется воздух? (Мы его выдыхаем.)

Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли еще быстрее? (Посильнее подуть.) Попробуйте сделать глубокий вдох и сделать сильный выдох. Получилось!

А теперь возьмите пушинку и попробуйте подуть на нее. Что произошло? (Она полетела.) Скажите, на что было легче дуть – на кораблик или на пушинку? (На пушинку.) Почему? (Она легче кораблика.)

Как нужно дуть, чтобы воздушный шарик стал круглым и тугим? (Нужно сильно дуть.) А где вы возьмете воздух? (Мы его вдохнем.)

Молодцы! Вы всё верно поняли. Тогда вдохните больше воздуха и надуйте свои шарики, чтобы они стали круглыми и веселыми.

ЗАНЯТИЕ 3

СТАРШАЯ ГРУППА

Путешествие на воздушном шаре

Программное содержание. Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.

Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60°С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки, фильтры (салфетки, снег, лед, карточки-схемы.

Ход занятия

Воспитатель. На чем можно отправиться в путешествие? (Ответы.) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Воспитатель. Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. Убери и на место положи.

4. С горячей водой будь осторожен!

Опыт 1

Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в течение 1 минуты в горячей воде.

Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.

Ставит бутылку с шариком в холодную воду.

Воспитатель. Что вы видите? (Шарик сдувается.) Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.) И так, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? (Ответы.)

Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

Воспитатель. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом? (Вода.)

Ребенок читает стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель. И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев.) Кто-то стоит у нас на пути. Кто? (Это Водяной.)

Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода? (Смотрит на свои руки.) И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?

Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.

Опыт 2

Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.

Воспитатель. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)

Вывод. Вода не имеет запаха (карточка-схема).

Опыт 3

Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет.)

Вывод. Вода прозрачная.

Опыт 4

Положить в стакан ложку сахару или соли, размешать.

Воспитатель. Что произошло? (Сахар растворился.)

Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт 5

Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка).

Воспитатель. Какую форму приняла вода? (Форму посуды, в которую ее налили.)

Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.

Проводится физкультминутка (игра «Воздух, огонь, вода, земля»).

Земля! (Дети приседают.)

Воздух! (Поднимают руки вверх.)

Вода! (Изображают волны руками.)

Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)

Воспитатель. Ребята и Водяной, подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? (Снег и лед растаяли.) Почему так произошло? (Потому что в группе тепло.)

Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его, есть, он похож на мороженое – белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит, есть снег?

Воспитатель. Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег? (Он холодный, грязный – можно заболеть.) Скажите, а как можно доказать, что снег грязный? (Профильтровать.)

Опыт 6

Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).

Воспитатель. Чистый снег или грязный? (Грязный.) Почему вы так решили? (Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.) Водяной, так что – можно есть снег или этого делать нельзя?

Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду, есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что снег холодный.

Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Перечисляют все свойства.)

Водяной. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходит.)

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаем до трех – и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги.

Мы ведь на планете не одни!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по экспериментированию с водой в младшей группе «Волшебная капелька»Интегрированное занятие по экспериментированию с водой в младшей группе «Волшебная капелька» «Волшебная капелька» - Ребята сегодня к нам в гости пришла Капелька (показать капельку). Капелька – это частичка воды, а таких частичек.

Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группеКонспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность..

Конспект НОД по экспериментированию с водой в средней группе «Сделаем воду чистой» Конспект ООД по экспериментированию с водой в средней группе Тема: «Сделаем воду чистой» Задача: развитие познавательно-исследовательской.

Конспекты логопедических занятий в грудной группе Занятия предназначены для детей грудного возраста от 3 до 5 месяцев. Цели занятия: 1. Формирование и развитие положительных эмоций. 2. Способствовать.

Конспекты НОД в кружке по экспериментированию. Опыт: «Окрашивание воды». Цель: Выявить свойства воды (может быть теплой и холодной; вода прозрачна, но может менять окраску; не имеет.

Конспекты театрализованных игр и занятий Этюд «коза-хлопота» (пальчиковый театр) (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, с. 40) Для проведения этой игры потребуется пальчиковая кукла –.

Конспекты занятий по математике по программе «Радуга» Занятия для детей второй младшей группы-математика Тема: форма " Украшение на елку" Цель: знакомство с названиями некоторых объемных тел.

Конспекты занятий по развитию речи с использованием скороговорок для старшей группы Занятие 1. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — с Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков: з — с; учить дифференцировать.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Занятие по развитию речи и экспериментированию с водой «Домик для капли» Занятие по развитию речи в средней группе на тему: «Домик для капли» Предварительная работа: чтение произведений о значимости воды, проведение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 20:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах» (включая файлы) размещена пользователем Эльзара Тохтарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД