Эльзара Тохтарова
Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но порой бывает опасно.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка
и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется
Публикация «Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы
знаний и умений и создают постройку, сказку и т. д. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием. Предлагаем вниманию читателей примерные конспекты совместной партнерской
деятельности взрослых с детьми.
ЗАНЯТИЕ 1
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Поиск воздуха
Программное содержание. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь.
Оборудование. Воздушные шары, емкости с водой, трубочки, бумажные кораблики, изготовленные самими детьми.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня к нам на занятие прилетели два воздушных шарика : один веселый, толстый, румяный, а второй бледный, худой и грустный. Как вы думаете, почему второй шарик такой? (В нем нет воздуха, он сдулся.) А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Посильнее его надуть.) Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? (Воздух.) Откуда же берется воздух? (Мы его выдыхаем.) Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту и выдохните. (Дети выполняют.) Что вы почувствовали? (Движение воздуха.) Надуйте ваши шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. (Дети надувают шарики и зажимают их пальцами.) Теперь опустите шарики в небольшие тазики с водой, которые стоят на столах, отверстием вниз и разожмите пальцы. Что появляется в воде? (Пузырьки.) Откуда они берутся? (Из шариков выходит воздух.) Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставьте ладонь. Что вы почувствовали? (Струю воздуха.) Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? (Выходят пузырьки – это воздух.) Значит, и из трубочки, и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Воздух вокруг нас. Для чего он нужен человеку? (Чтобы дышать.) А как попадает воздух в легкие человека? (Через рот и нос.) Воздух можно почувствовать. Вспомните: как мы это делали? (Подставляли ладонь под струю воздуха.) А еще воздух можно увидеть. Как мы это делали? (Дули в трубочку, опущенную в воду, и видели пузырьки.)
Проводится подвижная игра «Воздушные шары».
Воспитатель. Представьте, что вы самолеты. Чтобы взлететь, нужно вдохнуть как можно больше воздуха (топлива). Вдохнули? А теперь полетели! Крылья самолетов покачиваются, самолеты летят плавно и красиво. Но воздух (топливо) кончается, и самолеты приземляются на аэродром.
Дети садятся за столы. Перед ними бумажные кораблики, сделанные ими самими, и тазики с водой.
Воспитатель. Опустите кораблики на воду. Смотрите: они плывут. Что мы можем сделать, чтобы кораблики поплыли? (Подуть на них.) Попробуйте. Что же двигает наши кораблики? (Воздух.) А откуда берется воздух? (Мы его выдыхаем.)
Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли еще быстрее? (Посильнее подуть.) Попробуйте сделать глубокий вдох и сделать сильный выдох. Получилось!
А теперь возьмите пушинку и попробуйте подуть на нее. Что произошло? (Она полетела.) Скажите, на что было легче дуть – на кораблик или на пушинку? (На пушинку.) Почему? (Она легче кораблика.)
Как нужно дуть, чтобы воздушный шарик стал круглым и тугим? (Нужно сильно дуть.) А где вы возьмете воздух? (Мы его вдохнем.)
Молодцы! Вы всё верно поняли. Тогда вдохните больше воздуха и надуйте свои шарики, чтобы они стали круглыми и веселыми.
ЗАНЯТИЕ 3
СТАРШАЯ ГРУППА
Путешествие на воздушном шаре
Программное содержание. Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.
Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60°С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки, фильтры (салфетки, снег, лед, карточки-схемы.
Ход занятия
Воспитатель. На чем можно отправиться в путешествие? (Ответы.) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель. Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Убери и на место положи.
4. С горячей водой будь осторожен!
Опыт 1
Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в течение 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.
Ставит бутылку с шариком в холодную воду.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик сдувается.) Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.) И так, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? (Ответы.)
Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.
Воспитатель. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом? (Вода.)
Ребенок читает стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев.) Кто-то стоит у нас на пути. Кто? (Это Водяной.)
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода? (Смотрит на свои руки.) И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.
Опыт 2
Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.
Воспитатель. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)
Вывод. Вода не имеет запаха (карточка-схема).
Опыт 3
Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет.)
Вывод. Вода прозрачная.
Опыт 4
Положить в стакан ложку сахару или соли, размешать.
Воспитатель. Что произошло? (Сахар растворился.)
Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт 5
Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка).
Воспитатель. Какую форму приняла вода? (Форму посуды, в которую ее налили.)
Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Проводится физкультминутка (игра «Воздух, огонь, вода, земля»).
Земля! (Дети приседают.)
Воздух! (Поднимают руки вверх.)
Вода! (Изображают волны руками.)
Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель. Ребята и Водяной, подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? (Снег и лед растаяли.) Почему так произошло? (Потому что в группе тепло.)
Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его, есть, он похож на мороженое – белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит, есть снег?
Воспитатель. Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег? (Он холодный, грязный – можно заболеть.) Скажите, а как можно доказать, что снег грязный? (Профильтровать.)
Опыт 6
Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).
Воспитатель. Чистый снег или грязный? (Грязный.) Почему вы так решили? (Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.) Водяной, так что – можно есть снег или этого делать нельзя?
Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду, есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что снег холодный.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Перечисляют все свойства.)
Водяной. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходит.)
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаем до трех – и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни!