Ольга Климко
Конспект НОД «Как вода с воздухом спорили»
▼ Скачать
Конспект НОД в старшей группе ДОУ "Как вода с воздухом спорили"
Программное содержание:
- формировать познавательные способности, знакомить со свойствами и характеристиками воды через опыты;
- закрепить знание свойств воды, умение устанавливать связь между изменением температуры и состоянием воды, показать способы очистки воды;
- развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свои мысли;
- развивать творческие умения детей;
Публикация «Конспект НОД „Как вода с воздухом спорили“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- воспитывать интерес к познавательности.
Оборудование: магнитофонная запись, трафарет капли, полиэтиленовые мешки, иглы, трубочки для воды, стаканы, ёмкость с водой, коробка, листы бумаги, замороженная вода в формочках, ковш с горячей водой, салфетка, фильтры: вата, марля, воронки; листы картона, карандаши, подставки.
Ход занятия.
Под тихую музыку входят дети.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли два друга вода и воздух. Хоть они и хорошие друзья, но всё время спорят, кто из них важнее. Давайте разрешим их спор, поможем в этом разобраться. Скажите для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- А для чего необходима вода?
-Может быть мы сможем обойтись и без них?
- Так кто же из них важнее?
- Вы слышали, вода и воздух, дети считают, что вы оба важны для всего живого на Земле.
Стук в дверь, входит Буратино.
- Здравствуйте, ребята! Я за дверью подслушал ваш разговор и совершенно с вами не согласен! Подумаешь, воздух!Подумаешь, вода!И без них можно обойтись! Кто его, этот воздух видел? Может его и нет вовсе. Я вот никогда не видел воздух. Да и вода не такая уж и важная!
- Погоди, Буратино, во-первых, подслушивать нехорошо, а во-вторых, зря ты продал свою азбуку и не пошёл в школу. Сейчас ты бы знал, что вода и воздух действительно нужны. А то, что ты не видел воздух, не беда, мы тебе его сейчас покажем и про воду много интересного расскажем. Усаживайся поудобнее.
- Очень хочется узнать что-нибудь новенькое!
- Сейчас мы познакомимся с некоторыми интересными явлениями, которые существуют в природе. Возьмите в руки мешочки и скажите: что в них?
- А теперь скрутите мешочек. Что случилось? (надулся) А что же его раздуло? (воздух). Давайте проверим, действительно ли там воздух. Возьмите иголочки и проколите мешочки и направьте дырочкой друг на друга. Что вы чувствуйте (Струю воздуха)
- Правильно, в мешочке был воздух. Он невидим, но его можно обнаружить. А теперь помашите рукой возле лица. Что вы чувствуйте? (Ветерок)
- Это движение воздуха. Как вы думаете, можно ли его увидеть? Что произойдёт, если опустить трубочку в воду и подуть?
Опыт с трубочкой и стаканом воды.
-Ой, ой,ой! Почему эти пузырьки поднимаются вверх? (потому что воздух легче воды)
- У меня есть коробочка. Как вы думаете, утонет она, если опустить её в воду? Можно, я сам проверю?
Опыт с коробкой из пластмассы.
- И правда, не тонет. А как вы думаете, почему?
- Внутри коробки воздух, он и держит её на поверхности, т. к. воздух легче воды. Вот поэтому огромные тяжёлые корабли, сделанные из железа, не тонут в воде: внутри них находится воздух.
- Если взять листы бумаги, один из них скатать в шарик и оба листа бросить с одинаковой высоты, какой из них быстрее упадёт? А может, они упадут одновременно?
Опыт с бумагой.
- Я понял!Это опять проделки воздуха. Когда мы скомкали бумагу, её поверхность уменьшилась, воздуху не во что было упереться, поэтому бумажный шарик упал быстрее. Так воздух помогает парашютистам: он поддерживает парашют своими невидимыми руками.
- Итак, мы определили, что воздух невидим, но его можно почувствовать и обнаружить. Тебе понравилось, Буратино? Теперь ты веришь, что воздух существует?
- Да! Красота! Теперь я и папе Карло об этом расскажу и даже покажу воздух.
Физ. минутка.
- А теперь, Буратино, послушай, что мы знаем о воде. - Назовите, ребята, свойства воды: какая она по цвету, запаху, форме.
- Как это она не имеет формы? Она же капля?
- Ребята, давайте докажем Буратино, что вода не имеет формы.
Опыт с предметами разной формы и объёма.
- Вот видишь, Буратино, вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
- Всегда ли вода может быть в жидком состоянии?
- Когда она может быть в других состояниях? (заморозить, вскипятить)
Опыт со льдом.
- Ребята, вы не забыли, что мы вчера вечером налили в формочки воду и поставили на холод? Как вы думаете, что произошло с водой? (замёрзла)
- А когда вода бывает в парообразном состоянии?
Опыт с горячей водой. Накрыть её стеклом, приподнять его, рассмотреть капли.
- А всегда ли вода бывает чистой?
- Некоторые люди не берегут воду, не думают о том, что вода может исчезнуть совсем. Так произошло и в сказке, которую я хочу вам рассказать. Называется она "Жила-была речка"
Рассказ воспитателя.
- Посмотрите, ребята, Буратино заскучал, ему очень жаль речку. А вам? Мне тоже жаль. Как бы ей помочь? Как можно очистить воду? (с помощью фильтра)
- Предлагаю использовать подручные средства, которые есть у вас на столах: марлю, вату, бумагу. Возьмите воронки, поставьте их в стаканчики и очистите воду из этой речки.
Опыт: фильтрация воды.
- А можно ли пить такую воду? А какую воду можно пить.
- Ребята, вы заметили, как тихо стало? Перестали спорить вода с воздухом, они поняли, что оба очень нужны всем.
Звучит музыка прибоя и ветра.
- Да, послушал я вас, ребята, и понял, что не зря вы в детский сад ходите - много нового узнаёте. А я вот что придумал: давайте нарисуем природоохранные знаки, т. е. знаки, которые запрещают обижать природу. Мы расставим их везде, люди будут смотреть и перестанут загрязнять воду и воздух.
Дети рисуют знаки.
- Здорово! Хорошие вы помощники! До свидания, ребята! Мне у вас очень понравилось.
Итог НОД.
Ребята, что мы сегодня делали?
- Что нового узнали?
- С какими трудностями столкнулись?