Никитина Татьяна Николаевна
Открытое занятие «Знакомство с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Старшая группа
Тема: «Знакомство с воздухом»
Цель: Уточнить знания детей о воздухе через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (не виден, не имеет запаха,не имеет определённой формы, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.) Развивать интерес к познавательной деятельности.
Материал: Стакан, воздушные шары и резиновые игрушки,таз с водой, мыльные пузыри, глобус.
Публикация «Открытое занятие „Знакомство с воздухом“» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение.
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут-речка, там зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь!
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой.
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам все не перечесть
Одно у них названье есть:
Леса, и горы и моря
Всё называется земля!
Воспитатель показывает детям глобус. Дети,что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (Синий,зелёный, желтый, коричневый.) А как вы думаете, что изображено зеленным цветом (желтым, коричневым и синим)
Воспитатель :Ребята, посмотрите огромные участки синего цвета, на глобусе –это океаны, в которые впадают все реки,озера, моря.
Воспитатель: Ребята,сколько океанов омывают сушу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Назовите их, пожалуйста?
Дети: Северный – ледовитый, тихий, индийский, атлантический океаны.
Воспитатель: Кто живет в океане?
Дети: Рыбы, киты, дельфины и т. д. (воспитатель выслушивает все ответы детей.)
Воспитатель: Все кого вы назвали, живут в океане, скажите,а где живут люди?
Дети: Люди живут на земле, т. е. на суши.
Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Это воздушный океан. Вы со мной согласны.
Ой, ребята вот так чудо! Нам письмо пришло.
Дети: Откуда?
Воспитатель: Я сама пока не знаю. Подождите почитаю. (читает письмо.)
Ребята,сейчас мы отправимся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. В эту страну не идут поезда и самолеты не летят. А отправимся мы на воздушном шаре. А чтобы в путешествии мы были крепкими,выносливыми, умными нам надо сделать зарядку.
Физкультминутка.
Отдых нам физкультминутка, занимай свои места.
Раз присели, два привстали, руки к верху все подняли.
Сели встали, сели встали, Ванькой – В станькой словно стали
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
После физкультминутки предлагает полёт на воздушном шаре.
Звучит музыка, воспитатель читает загадку и предлагает детям отгадать.
«Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.»
(воздух)
Воспитатель: Ребята, нас приглашают в лабораторию, где мы с вами будем говорить о воздухе.
А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель :Ребята, а как вы думаете у воздухе есть свои секреты?
Дети: Да
Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим, правда это или нет.
Посмотрите внимательно вокруг – направо, налево, вверх,вниз по сторонам. Ребята, воздух не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет не видим, он не видим.
Воспитатель: Я попробую вам доказать, что воздух есть, но мы его не видим. Что это?
Дети: Это стакан.
Воспитатель: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет. Стакан пустой.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответах. Вот мы сейчас и проверим. ОПЫТ (наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: то произойдет,если стакан перевернуть)
Дети: Вода, вытечет, выльется.
Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает.) Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги?
На лист бумаги давит воздух,он прижимается к краям стакана и не даёт воде выливаться.
Воспитатель: Ребята, попробуем ещё раз доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймаем воздух ладонями!
Дети: Как это сделать? Он везде невидим, «Поймать его нельзя!»
НАБЛЮДЕНИЕ: «Как обнаружить воздух в помещении?»
Воспитатель предлагает взять веер и обмахивает им лицо, чтобы почувствовать движения воздуха, спрашивает у детей: что они почувствовали? (Подул ветерок.) Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Воспитатель: Ребята, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а ещё почувствовать.
Делают выводы: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Дети, давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руки на грудь. Делаем глубокий вдох Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. (Несколько раз.)
Делают вывод: Второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Кому нужен воздух?
Дети: Объектам живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Воспитатель показывает по очереди небольшие предметы (камень, гвоздь, пуговицы) спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (выслушивает ответы детей).Предлагает внимательно посмотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду пока он опустится на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает детям наблюдать.
Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом выходят маленькие пузыри, которые поднимаются на верх.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхность воды?
Дети: Пузыри- это воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому -что камень тяжёлый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх,потому – что воздух легче воды, он поднимается вверх и выходит из нее.
Воспитатель предлагает детям стаканчики с водой и трубочки для коктелей. Дети дуют в стаканчики через трубочки, и наблюдают, что при этом происходит.
(Появляются пузырьки воздуха).Воздух поднимается вверх.
Делают вывод: Третий секрет воздуха – воздух легче воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет, он принимает форму того предмета, в котором он находится.
Воспитатель: Вот мы сейчас это и докажем. Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки.
Воспитатель: Что находится внутри игрушек?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Какую форму воздух имеет ваших игрушках? Воспитатель предлагает надуть воздушные шары и определить какую форму имеет воздух в воздушном шаре.
Делают вывод.
Четвертый секрет воздуха - он не имеет форму.
Воспитатель берёт холодную пластмассовую бутылку, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой. Дети, что происходит с шариком (он надувается). Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом. Что происходит с шариком.
Дети: Шарик – сжимается.
Делают вывод:
Пятый секрет воздуха – при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается.
Игра: воспитатель предлагает изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг берутся за руки.)Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети держась за руки, расширяют круг.) Что произойдёт с воздухом, если его охладить? (Дети держась за руки, сужают круг, садятся в положение приседа.
Наблюдение. «Чем пахнет воздух.»
Воспитатель: Ребята, сделайте, вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха.)
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (мандарин, лук, пахучие салфетки.) А сейчас мы будем с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запах.
Шестой секрет воздуха – воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Ну вот ребята сколько интересного мы узнали о воздухе. А теперь нам пора возвращаться в группу. Воспитатель предлагает детям занять места в воздушном шаре.
Автотренинг.
Воспитатель: Ребята, во время полёта предлагаю вам отдохнуть. Закрываем глаза и слушаем музыку.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Мы вдыхаем его,
Чистый,свежий, воздух,
Мы хотим жить в мире с природой,
И дубеем с друзьями
Защищать все живое.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Ребята, давайте вспомним с каким океаном мы познакомились?
Дети: С воздушным.
Воспитатель: Дети, какие секреты воздуха вы сегодня узнали.
Дети: 1. Воздух невидим.
2. Воздух необходим для дыхания.
3. Воздух – легче воды.
4. Воздух – не имеет формы.
5. Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
6. Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам быстро одеться и отправиться на прогулку, где мы будем дышать свежим воздухом и пускать мыльные пузыри.