Светлана Инякина
Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона.
Комплекс упражнений для детей старших и подготовительных групп.
Снятие физического и психоэмоционального напряжения.
Публикация «Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Э. Джекобсон обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Для невротических состояний, которые очень часто сопровождают адаптацию у ребенка дошкольного возраста, характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости.
Данная методика мышечной релаксации предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление используется для снятия эмоционального напряжения.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип: все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.
Упражнения состоят из последовательного напряжения и расслабления разных групп мышц, что приводит к общему успокоению. Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 20-30 секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться на ощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми ведется работа. Это может быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания.
Упражнение «Крокодил»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц губ, нижней челюсти).
Оскалить зубы, сжимая челюсти… зафиксировать напряжение… расслабить… сконцентрироваться на различии в ощущениях, запомнить их (повторить 3 раза).
Крокодил зеленый с виду,
Он не даст себя в обиду.
Крокодил – опасный хищник,
Осторожней с ним, дружище.
Упражнение «Черепаха».
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса).
Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь, на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).
Черепаха, черепаха
Носит панцирь, как рубаху.
Ничего прочнее нет.
Это же - бронежилет.
Упражнение «Кулачки»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц рук, кистей).
Руки сжать в кулачки покрепче, чтобы косточки побелели. Вдох – выдох (2 раза).
Руки на коленях,
Кулачки сжаты.
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Опускаем, разжимаем.
Приподнять и опустить расслабленные кисти.
Упражнение «Загораем»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения,
расслабление ног.)
И. п. - сидя на стуле, ноги опущены. Ноги поднять, держать поднятыми 2-3 секунды. Ноги напряглись (ноги твердые, каменные). Опустить, расслабить.
Мы прекрасно загораем,
Ноги выше поднимаем,
Держим….держим…напрягаем…
Загорели! Опускаем.
(Резко опустить ноги).
Ноги не напряжены
И расслаб-лен-ны.
Релаксационные упражнения с детьми для детей дошкольного возраста.
Еще один комплекс упражнений с целью релаксации : снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Упражнение «Ветерок».
Цель: расслабление мышц рук, корпуса.
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо…
Ветер тише, тише, тише
Веточки всё выше! Выше!».
Упражнение «Сосулька».
Цель: расслабление мышц рук.
И. п. : стоя, руки – вверх. (Сосулька замёрзшая).
1. – повисли кисти рук. (Начала таять).
2. — повисли руки до локтя.
3. – повисли руки до плеч. (Совсем растаяла сосулька)
Повтор 3 раза.
Упражнение «Тюльпан».
Цель: снятие мышечного напряжения рук, корпуса.
1. «Какие красивые цветы!» (дети стоят с поднятыми руками, кисти рук показывают «тюльпан»);
2. «Давно не было дождя. Цветы завяли…» (дети опустили руки);
3. «Сначала опустились головки» (склонили головы, плечи расслаблены);
4. «Затем весь стебелек согнулся до земли» (наклон с расслабленными руками);
5. «Вдруг закапал дождик и цветы стали медленно оживать» (повтор движений в обратном порядке).
Солнечные зайчики (релаксатор)
1. Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие., либо сидят на стульчиках.
2. Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.
3. Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глазки и улыбнитесь друг другу.