Ирина Боткарёва
Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Боткарёва
Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие звуки и громкие»
1. Упражнение по музыкально-слуховому развитию «Капельки»
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание.
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра
Публикация «Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет, Упражнения по тембровости восприятия» размещена в разделах
Цель упражнения : запоминать тихое и громкое звучание
Задачи: развивать слуховое восприятие
Материалы и оборудование: кран в умывальной комнате.
Ход деятельности:
- Дети, давайте подойдём к крану, я слегка его открою и…ой! Что мы видим? Упала капля. Посмотрим, как капает следующая капля. Они падают и звенят, послушайте, какие звуки. А теперь подойдём к окну. На улице с крыш тоже капают капли. Это тает снег. Капли бывают разные, большие и маленькие. Я сейчас приоткрою кран сильнее и капли будут больше, крупнее, послушайте, звуки уже громче и звонче. А маленькие капли капают тише. Давайте изобразим голосом, как капают маленькие капли?
Дети произносят тихо и тонко: «Кап-кап-кап».
- Хорошо. А большие капли как звенят?
Дети произносят громче: «Кап-кап-кап».
-Молодцы. А теперь послушайте стихотворение про капельки
И. Гури
С неба капелька упала
С неба капелька упала,
На кузнечика попала,
Отскочила на лягушку,
А с лягушки - на кукушку,
А с кукушки - на пенек,
Укатилась в ручеек.
- Вот какая озорная капелька! Теперь мы знаем, что такое капли и как они звенят. Если к ним прислушаться внимательней, то услышим не просто звон, каждая капля «поёт» песенку.
2. Упражнение по музыкально-слуховому развитию «Шум воды из крана»
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание.
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра
Цель упражнения : запоминать тихое и громкое звучание
Задачи: развивать слуховое восприятие
Материалы и оборудование: кран в умывальной комнате.
Ход деятельности:
- А сейчас мы с вами будем слушать не капли. Я открою кран полностью и что мы видим? Льётся струя воды. Но как льётся? С большим напором и «шумит». Послушайте необычный звук. По-своему- это тоже песенка. Вода «поёт» свою песенку. Ну-ка, все теперь изобразили голосом, как шумит вода в кране.
Дети приглушё нно: «ш-ш-ш».
- Молодцы! А теперь послушаем слабую струю воды и сильную. Сначала слабую. Слышите, звук тише. А теперь сильную. Звук сильнее, громче. Звуки отличаются между собой. А чем они отличаются? Слабая струя воды звучит тихо, а сильная громко.
3. Упражнение по музыкально-слуховому развитию «Тихий ветерок-сильный ветер»
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание.
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра
Цель упражнения : запоминать тихое и громкое звучание
Задачи: развивать слуховое восприятие
Материалы и оборудование: фонограмма звуков природы «Тихий ветер-сильный ветер»
Ход деятельности:
- Мы слушали с вами звон каплей, больших и маленьких, шум воды в кране. А теперь послушаем другие звуки. (Звучит фонограмма «Звуки природы» (Тихий и сильный ветер)
- Слышите? Это ветер. Сначала послушаем ещё раз тихий ветер. (Звучит фонограмма тихого ветра) Тихий ветер «напевает» свою песенку тихо, осторожно. А теперь послушаем сильный ветер. (Звучит фонограмма сильного ветра). Слышите разницу звучания? Сильный ветер дует громко! А теперь изобразим голосом тихий ветер.
Дети тихо: «ш-ш-ш».
-Молодцы, хорошо. А теперь изобразим голосом сильный ветер.
Дети громко: «ш-ш-ш!»
- Вот какой мы с вами ветер изобразили. Сильный и слабый ветер отличаются друг от друга звуками. Теперь мы с вами запомнили их звучание.
4 Совместная деятельность по музыкально-слуховому развитию «Играем на музыкальных инструментах тихо-громко»
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание.
Формы непосредственно образовательной деятельности: игра
Цель упражнения : запоминать тихое и громкое звучание
Задачи: развивать слуховое восприятие
Материалы и оборудование:
Ход деятельности:
Волшебная страна звуков (Игра на музыкальных инструментах)
Музыкальная деятельность по творчеству во второй младшей группе.
Цель:
• слушать звуки разного тембра
• озвучивать картину леса музыкальными инструментами
Задачи:
• развивать эмоциональную отзывчивость
• развивать чувство ритма
• развивать воображение
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку (аудиозапись «Здравствуй, сказка).
Становятся в круг, поют «Здравствуйте».
Музыкальный руководитель Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков: скрип двери, журчит вода в кране, шуршание бумаги. Все звуки разные по звучанию. Есть громкие, звонкие, есть тихие, приглушённые. Если все эти звуки сложить, то получится музыка. Приходилось ли вам бывать в лесу? Какая музыка звучит там? Давайте попробуем мысленно перенестись в лес? Закрываем глаза и представляем себе картину…
Фонограмма «Лесные звуки»
Тихо в лесу. Много кругом деревьев. Вдруг подул ветерок, и тут же зашептали ласково листочки, а где-то обломился сучок, в глубине леса громко хрустнула ветка. Это пушистая белка прыгнула на неё. Теперь открываем глазки. Ребята, а теперь давайте нарисуем картину леса музыкальными инструментами. Мы знаем что бывают звуки высокие и низкие. Прыгает белка, летают птички, мы грубыми, тяжёлыми будем озвучивать их звуками? (Играет на фортепиано низкие звуки).
Дети отвечают
Музыкальный руководитель. Конечно нет. Звуки тонкие, высокие к ним подходят. Давайте изобразим птичку своими музыкальными инструментами.
(На экране появляется изображение птички)
Дети подходят к столу, берут музыкальные инструменты. Исполняют «Птичка» Слова А. Барто, музыка М. Раухвергера, (приложение4) С окончанием мелодии отдают инструменты музыкальному руководителю.
Музыкальный руководитель. А теперь снова закрыли глазки. Представили высокие деревья, дует лёгкий ветерок. Если приглядеться к дереву, то кто-то по нему ползёт, уже перебирается на листочки. Это жук. Открываем глазки. А теперь посмотрим на экран. (На экране появляется жук). Давайте изобразим жука звуками музыкальных инструментов и споём про него песенку.
Музыкальный руководитель раздаёт детям инструменты. Дети исполняют песню «Жук» слова Н. Френкель, музыка В. Карасевой (приложение3) С окончанием мелодии инструменты кладут на стол.
Музыкальный руководитель. Представьте себя лёгкими облаками, плавно плывущими по небу. А теперь давайте превратимся в облака и поплывём по небу. (Дети идут по кругу). В тихую погоду облака плывут медленно. Но вдруг налетел ветер и понёс облака по небу, потом закружил их и собрал в большую, грозную тучу. (Дети идут в центр круга, кружатся). Прошёл дождь, туча распалась на маленькие облачка, которые разлетелись в разные стороны и небо стало ясным и солнечным. (Дети разбегаются на свои места). Давайте споём песенку про дождик.
Дети поют песню «Дождик» Русская народная мелодия, обработка Т. Попатенко (приложение2) и играют на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель. Если дождик часто льёт, дует холодный ветер, появились жёлтые листочки, значит наступила осень. А как приятно пройтись по осенним сухим листочкам. И летят листочки, кружат по дорожке, падают листочки, прямо нам под ножки. Листочки шуршат под ногами. А как они шуршат?
Дети. Шур- шур- шур- шур.
Исполняют песню «Осенние листочки», слова Е. Макшанцевой, музыка А. Филиппенко (приложение5). (Имитируют шуршание бумагой)
Музыкальный руководитель А какие чудесные в лесу грибочки!
Раздаёт детям тепики для ног. (На экране появляется изображение грибов)
Исполняется песня-танец «Грибок» слова О. Высоцкой, музыка М. Раухвергера (приложение7)
Топать по ритмическому рисунку.
Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше весёлое путешествие по лесу. А сейчас под весёлую музыку отправляемся домой в детский сад.
Дети проходят круг под музыку (аудиозапись «Здравствуй сказка», на прощание помахав рукой.